Время от времени спрашивают: что такое лень и что с нею делать? Отвечаю: существуют разные состояния ума, не связанные с эмоциями и прямо влияющие на работоспособность и настроение человека. Бывает апатия, жалость к себе, отупение и всякое прочее. Лень – реакция ума на необходимость совершать как бы обязательные и нужные, но неинтересные вам действия; лень – это сопротивление навязанному извне, и формируется реакция лени в детстве, когда родители заставляют детей выполнять полезные, но скучные дела, вроде уборки своей комнаты и постели. Ребёнок хочет играть, ему нравится двигаться за энергией своих желаний, и дисциплина вменённого действия пока ему неведома. И когда родители используют простое приказание в качестве главного приёма воспитания, реакция сопротивления неизбежна, потому что навязываемое действие не подкреплено никаким желанием ребёнка. Правильнее было бы создать у ребёнка интерес к уборке или пойти на подкуп, пообещав что-то в качестве оплаты за работу по дому, но приказать, конечно, проще.

Жизнь циклична, а необходимые действия потому и необходимые, что без них не обойтись, а значит, убирать комнату или совершать другую работу по дому приходится снова и снова, и реакция лени (которая, по сути, сопротивление к началу действия) закрепляется в уме, не исчезая и после взросления человека. И вот он уже сам может приказать что-то своим детям, но периодически ленится, когда надо сделать что-то нужное, но не совпадающее с его текущими желаниями. Когда нет действия, которое надо бы уже начать выполнять, и вы просто валяетесь на диване, то речи о лени не идёт. Лень всегда связана с необходимым действием, начало которого вы откладываете, пребывая в специфической, как сейчас говорят, прокрастинации.

Если ваше желание духовного продвижения ослабевает, то практики могут стать аналогом необходимых вменённых действий, и к ним возникнет сопротивление. Впрочем, проблемой на Пути чаще становится нежелание напрягаться – то есть желание получать всё безусильно, с минимумом временных, физических и прочих затрат. Нежелание напрягаться – тоже детское, мечтательное; следствие усвоенных примеров из сказок про Алладина и Емелю со щукой. Те, у кого это желание есть, до последнего надеются на чудо и откладывают необходимые действия. Результат они имеют соответствующий.

В том, что касается Пути, ясно одно: Господь не любит лентяев. Он не наказывает их геенной огненной и не считает лень грехом; Он просто не помогает ленивым и желающим проскочить не напрягаясь. Путь вообще не детское дело, а потому людям с детскими реакциями и желаниями сначала надо от них избавиться. Сделать это не так сложно, как кажется, но сначала, правда, надо овладеть навыком созерцания, чтобы ясно увидеть и проявления своей лени, и её корни, скрытые в отношении к необходимому действию, как не нужному для тебя, как к принудительному. Потом посмотреть на детское желание всё время развлекаться и делать только то, что хочется. Посозерцать это желание — или то, что от него осталось. Оно может быть рассеяно за один-два захода. Изменение отношения к необходимому и избавление от желания делать только то, что хочется, избавит вас от лени раз и навсегда.

С нежеланием напрягаться работа примерно такая же: нужно увидеть, как внутри проявляется желание безусильной жизни, посмотреть на источник его возникновения (когда оно сформировалось и на чьём примере) и дальше понять, надоело вам ждать чуда или ещё нет. Если надоело — вы готовы освободиться от этого желания и изменить внутреннюю позицию, если пока ещё нет — значит, уничтожить это желание не получится.

Живите с ним дальше, может, когда-нибудь само пройдёт и всё само наладится.