Обет – это обещание или обязательство, взятое на себя добровольно, и подразумевающее его выполнение на протяжении какого-то времени. Обет может быть взят на месяц, на год или на всю жизнь. Цель обета – достижение большего духовного совершенства или большей близости с Богом; впрочем, первое здесь не противоречит второму. Принятие обетов – обязательная часть вступления в монастырское братство в христианстве; свои обеты – вменённые или добровольные – существуют в любой религии. Обеты могут становиться частью аскезы, когда, например, монах отказывается от секса, сохраняя девство, или частью служения, когда верующий берёт на себя обязательство помогать страждущим каким-то конкретным образом. Обет требует действий, это не просто умозрительное решение с целью стать лучше, чем был.
На Пути тоже есть практика обетов. Она далеко не основная, и используется не очень часто. Дело в том, что стандартные обеты, как правило, это обещания, данные самому себе или духовному наставнику; такие обеты стоят недорого. На Пути, в общем, тоже можно давать обеты самому себе, но лучше, всё-таки, давать их Богу – если уж в обете действительно есть нужда. И конечно, нельзя дать обет тому, с кем ты не знаком, поэтому невозможно давать обещания Господу, не зная Его хотя бы на уровне Присутствия. Поскольку целью обета остаётся всё то же духовное продвижение и сближение с Ним, то давая обет Богу, можно пробовать заключать своеобразный договор, где личная аскеза предлагается Господу в качестве оплаты за помощь в продвижении. То есть, можно просто молиться и просить: «Господи, помоги мне достигнуть состояния открытого Сердца», или же можно сказать: «Боже, я обещаю, что перестану тратить время на скрининг новостных и развлекательных каналов, и буду больше медитировать, и чаще помнить себя и Тебя, а Ты, пожалуйста, если я сумею следовать этому обету целый год, открой мне Сердце». Ну или что-нибудь в этом духе.
Сделать такое предложение бывает легко, но оно может остаться без ответа. Когда вы даёте обет Богу, Он должен подтвердить, что обет принят. Тогда договор заключён, и Господь выполнит Свою часть сделки, если вы выполните свою. Есть один достоверный признак принятия вашего обета – это Печать в Сердце, которой Господь скрепляет договор. То есть, проговаривая свой обет один раз или несколько, вы ощущаете, как в сердечном центре ставится Печать. Описывать подробно ощущение Печати я не буду, чтобы особо впечатлительные тут же не воспроизвели его с помощью фантазии и самовнушения. Если вы настроены серьёзно, то сумеете избежать самообмана, и примете не только положительный, но и отрицательный результат попытки принесения обета Богу.
Если обет не принят – значит, ваши намерения не слишком чисты, и в них есть элемент духовной алчности; или – ограничение, которое вы хотите на себя взять, не равно тому, чего вы просите. Да, можно сочетать избавление от какой-нибудь зависимости с просьбой к Господу о продвижении; такое допускается, но если зависимость не такая уж жёсткая, то не просите великого. Жертва должна соответствовать уровню просьбы, ничего в этом смысле с древних времён не поменялось.
Если вы взяли на себя обет, подкреплённый Печатью, и нарушили его, то и позже получить желаемое будет довольно трудно. Обет, взятый на месяц или на год, может быть продлён или закончен. От пожизненного обета, данного Господу, вас может освободить только Он Сам. Это тоже надо понимать и учитывать, если вы хотите усилить свою практику принятием какого-то обета. Если вы не уверены в себе, возьмите обет перед собой, без участия Господа, и посмотрите, легко ли вам будет его держать. И там уж решайте, к чему вы готовы. Если вы давали обет Богу, но он не был принят, он считается недействительным. Вы можете его держать, но на получение желаемого от Господа не рассчитывайте.
Вот, собственно, так даются обеты.