Жить свою жизнь можно по-разному: кто-то стремится вкусить все возможные удовольствия, а кто-то подчиняется добровольно взятому на себя исполнению долга и живёт аскетично; с точки зрения интенсивности оба этих выбора ничем не отличаются. Вы можете максимально интенсивно лежать на диване или вяло и поверхностно прожить путешествие по Амазонке. Интенсивность только отчасти связана с вашими действиями; она складывается из полноты вашего присутствия в моменте, позволения проявляться всему, что проявляется, и полной самоотдачи в действии.
Полнота присутствия в моменте – это количество вашего внимания, уделяемого действию. Большинство повседневных действий человека требуют минимального присутствия его внимания – ходьба, мытьё посуды и всё, что делается ежедневно, может выполняться автоматически, а внимание человека в этот момент поглощено мечтаниями или другой активностью ума. Мечты, фантазии и воспоминания подобны снам наяву, поэтому присутствие человека в моменте, когда он грезит, сводится к минимуму. Когда мистики говорят о том, что люди спят, они имеют в виду именно это состояние. Полнота присутствия достигается удерживанием внимания на том, что вы делаете и ощущаете в этот момент времени. Вся практика осознанности направлена на то, чтобы увеличить полноту своего присутствия, и раз уж объём внимания у более осознанного больше, чем у менее осознанного, то и присутствие его всегда будет полнее и глубже.
Бывают люди, которые всегда дышат поверхностно, на полвдоха. Они не могут позволить себе дышать полной грудью, потому что боятся дать энергию эмоциям, и потерять контроль над ними. Запрет на проявление эмоций, чувств и желаний лишает человека полноты их проживания. Его печаль, гнев, страх никогда не станут интенсивными, потому что они всегда будут подавляться или компенсироваться какими-нибудь ритуалами. Подавленное постепенно вытеснит внимание человека на периферию, и он будет жить в прихожей, отдав всё остальное внутреннее пространство под эмоции и желания, которым запрещено проявлять себя. Ни о какой интенсивности жизни здесь говорить не приходится.
Самоотдача в действии – это умение действовать целостно, или, как говорил Ошо, умение быть тотальным. Пока нет высокой полноты присутствия в моменте, добиться тотальности в действии бывает сложно. Внимание то и дело оттягивается в ум, а ум плодит сомнения или беспокойства, энергия распыляется, и полнота присутствия пропадает, а с нею исчезает и целостность действия. Вот и получается, что большинство людей крайне редко бывает полностью присутствующими в моменте, и способными дать проявиться тому, что они в этом моменте ощущают. Качество их впечатлений всегда ниже, в сравнении с теми, кто способен жить интенсивно. И кстати, ощущение интенсивности и возникает из плотности и яркости впечатлений, получаемых от момента к моменту.
Учитывая, что на Пути человек работает именно с полнотой пребывания в моменте, полнотой проживания эмоций, чувств и желаний, и тотальностью в действии, то получается, что Путь-то и ведёт к максимальной интенсивности внутренней жизни человека. Внешне может почти ничего не происходить, но внутренние впечатления того, кто пребывает в поле Божественной, например, Любви, будут насыщать его в разы сильнее, чем впечатления от посещения самых красивых мест планеты. Все начинают с плохой ситуации и весьма невысокой внутренней интенсивности, но постепенно разгоняются. И, конечно, чем выше ваша интенсивность, тем быстрее вы движетесь, потому что быстро проживаете то, что должно быть прожито для совершения следующего шага. И там, где вы не способны развить необходимый уровень интенсивности, чтобы пройти дальше, вы останавливаетесь. А потом либо делаете сверхусилие, либо ждёте толчка извне, либо остаётесь там, куда прибыли.
Либо надеетесь на чудо, но чудеса очень редко даются лентяям. Честно говоря, не даются практически никогда.