Говорят, что какие-нибудь удалённые туземцы не могут провиниться перед Господом ровно потому, что ничего о Нём не знают. Есть у них, может, некие духи предков или что-нибудь подобное, но Единого Всемогущего Бога они пока не познали, а раз Он не познан, то и спросу с них нет. И наоборот: тот, кто узнал, что Господь существует, вместе с этим знанием получает ответственность следования — если, помимо знания истинности Бога, было сообщено, как надо Ему поклоняться и как следует жить. Узнал — уже ответственен.
В большинстве религий ответственность познавшего утверждается через обещание наказаний за неисполнение требований Бога. На Пути наказаниями не пугают, здесь мотивация у людей иная. Но принцип похожий — чем больше ты познаёшь Господа, тем больше тебе нужно работать, чтобы соответствовать — и уровню своего познания, и уровню близости, из которого оно возникло. То, что Господь не любит лентяев, понятно из того, как устроен Путь, а то, что близость с Ним требует большей интенсивности усилий, узнаётся на практике, во взаимодействии с Ним. Допустим, ты просил о ведении и стал его получать. Порой тебе приходит видение того, что нужно делать сейчас и какое решение будет наилучшим. Господь ведёт тебя, ты стал с Ним ближе. Но эта близость свободная, ведь ведению можно следовать, а можно – не следовать. Если же ты дошёл до стадии, когда ты следуешь явленной тебе Воле Господа, тогда и близость другая, и спрос другой. Познавший ведение сохраняет свободу выбора, познавший Волю Бога – отказывается от неё. Если же он отказывается от следования Воле, то теряет столь трудно достигнутую близость, что уже само по себе – наказание.
Другими словами, стать ближе к Господу – это одно достижение, удержаться же в этой близости – другое. Путник не может расслабляться, поскольку в близости необходима сонастройка, поддержание себя в определённой форме, в духовном тонусе; и Господь Сам задаёт условия и требования для поддержания этого тонуса. Объём внутренней (да и внешней) работы того, кто дошёл до поздних стадий Пути и прямого взаимодействия с Господом, на порядки выше того, что делают, выбиваясь из сил, начинающие Путь. Чтобы не сгореть в огне, но соединиться с ним, ты должен обрести качества огня. Чтобы не быть выжженным Светом, ты должен стать носителем Света. Чтобы иметь возможность сближения с Богом тебе, помимо очищения внутреннего пространства, необходимо нарастить внутреннюю интенсивность, что всегда делается через дополнительные духовные усилия; через увеличение количества или длительности выполняемых практик. И тому, кто ищет близости с Всевышним, нужно решительно принимать все дополнительные упражнения, когда они предлагаются или даются.
Напряжённые ищут расслабления, а утомлённые – отдыха. Ищущий Бога нуждается в Боге, и, говоря прямо, – нуждается в том, что Господь может ему дать и открыть. Предельный, например, и запредельный опыт и такое же знание. Любовь, с интенсивностью которой не может сравниться ни одно земное чувство. Много чего, с приставками «сверх-» и «за-»; но сонастройку нужно поддерживать постоянно, как, впрочем, и внутреннюю интенсивность энергий, поддерживать нужно тоже. Одно неверное действие, и происходит отдаление, поэтому нужна бдительность и доверие Господу, умеющему создать ситуацию, в которой верный выбор будет неочевидным. Интенсивность всех внутренних энергий зависит от интенсивности твоего присутствия – то есть от уровня осознанности и степени свободы проявлений твоих энергий. Чем больше подавленного и чем ниже количество доступного внимания, тем интенсивность твоих действий и состояний ниже. Тем труднее близость, хоть самая кратковременная, с Господом нашим.
Вот проклятие знания: знаешь вроде, что делать, а сделать этого не можешь. Скажу так: отбросьте спешку, станьте настойчивыми и упорными, делая хорошо то небольшое, что сейчас можете. Господь любит упорных, и ни одно просветление в мире не достигалось без настойчивости и терпения.