Ни у кого не бывает ровного, размеренного продвижения по Пути. Бывают ускорения и замедления, бывают стоянки, бывают вертикальные взлёты; но так, чтобы двигаться ровно и предсказуемо – не бывает. Путь индивидуален, и кто на какой практике получит прорыв и продвижение, предсказать сложно, потому что и внутренние тормоза у людей формируются индивидуально; хотя общее, конечно, обнаруживается: все эти тормоза – суть привязанности и страхи. Остановиться, упёршись в привязанность или страх – легко; сдвинуться с мёртвой точки после такой остановки куда труднее.
Если понимать Путь как движение к всё большей интенсивности проживания жизни, то внутренняя инерция станет препятствием к её обретению. Инерция эта имеет два источника: страх перемен к худшему и нежелание напрягаться. При этом «к худшему» часто понимается как к менее комфортному, а менее комфортное подразумевает, что в чём-то придётся больше напрягаться, чего очень не хочется. И вот человек делает практики, имеет правильную цель и даже какое-то подобие запроса на продвижение, но в определённый момент останавливается в своём развитии и застывает. Так проходит полгода или несколько лет. Человек понимает, что есть у него проблемы, но оценивает их как неизбежные и жалуется на судьбу и Бога, не оценивающего искренние старания застрявшего. Обозначается явный тупик, из которого одними только усилиями в практиках не выбраться, потому что причина застревания лежит в иной плоскости. И всегда всё упирается в сделанный ранее выбор или в нежелание принимать давно назревшее решение.
Тупик на Пути – это, помимо прочего, хождение по кругу в собственном Узоре судьбы. Это отказ от изменений – внешних и внутренних, без которых переход на новую линию Узора неосуществим. А там, на новой линии, лежат новые возможности и открываемые ими изменения. Вот, например, хочет человек поменять работу, но не решается. Страх противостоит желанию, и ничего не меняется, неудовлетворённость копится, напрягаться не хочется. То же самое бывает в личных отношениях: пора уже что-то менять – сойтись или разойтись, но решение принять невозможно, потому что не хочется и страшно. И не говорите мне, что духовным людям все эти мелочи неважны – из-за них большинство «зависающих» искателей и остаётся в тупике по несколько лет кряду, пока им не надоест так висеть, или пока решение не примут за них. Но, когда решение принимают за вас, вы всегда оказываетесь в худших обстоятельствах, если бы приняли решение сами и вовремя. Если у вас достаточно долгое время ничего не происходит, а вы вроде бы стараетесь, тогда смотрите на ситуации, которые вы отказываетесь разрешать, сохраняя привычный комфорт и не реализуя себя в новом. Немало способных людей сломались на нежелании менять свою жизнь; Путь при этом они покинули, а жизнь их всё равно потом изменилась, но в худшую, иногда даже ужасную, сторону.
Если вы встали, но почему-то вовне никаких давно назревших изменений не находится, значит, вам нужно менять внутренний ландшафт. Тогда вам нужно совершить сверхусилие для создания внутреннего трения, взяв на себя обет или просто перестав поддерживать какую-то привычку, пожирающую ваши силы и время; или, наоборот, ввести нечто новое, начав делать что-то, что вы давно делать собирались, но постоянно откладывали. Это – тоже шаги к изменению Узора, потому что за внутренними изменениями приходят внешние возможности. А начав воздерживаться или приступив к деланию нового – надо держаться своего выбора, уничтожая детское желание не напрягаться.
В общем, безвыходных ситуаций по-прежнему не бывает, но бывает наше решение оставаться в безвыходном положении, старательно делая то, что уже не помогает, потому что исчерпало свой предел действия в предложенных обстоятельствах.
Свобода воли, я считаю, прекрасна.