Известно, что перфекционистам живётся труднее, чем обычным людям, поскольку перфекционизм требует наилучшего во всём, а жизнь стремится к максимальному упрощению, когда кривое лучше прямого, потому что проще. И тогда тот, кто считает прямое идеальным, будет страдать, не сумев добиться желаемой прямоты, и не сможет принять того очевидного факта, что со временем даже прямое стареет и меняется, делаясь хоть немного, но всё-таки кривым. Видя такое, расстроишься поневоле; в общем, стремиться к совершенному в не слишком совершенном мире опасно для психики.

Некоторым людям с детства внушают идею, что любые ошибки недопустимы. Пишут они диктант или кладут бордюры – всё должно делаться точно и безошибочно, иначе, совершив очевидную, пусть даже и обратимую ошибку, эти люди испытают страдание, осознав собственное несовершенство. Страдание создаётся реакцией осуждения себя за сделанную ошибку, которая может сопровождаться чувством вины, если, например, из-за вашей ошибки кто-нибудь заболел или умер. Что тут скажешь: действительно бывают ошибки, исправить которые нельзя, но там, где они возможны, следует работать менее щепетильным людям. Или тем, кто умеет развивать в себе защитный цинизм.

Страдание из-за несовершенства или отсутствия добра и справедливости в мире – это специфическая боль в уме, возникающая из жёсткого расхождения представлений о должном и окружающей человека действительности. Чем выше поднята планка должного, тем более сильный дискомфорт возникает в уме человека, когда видит или ощущает, что всё происходит неправильно. Как правило, к этому дискомфорту быстро присоединяется печаль – как следствие нереализованного желания, чтобы всё было хорошо и правильно. Самоосуждение создаёт особый вид умственной боли, стыд – ещё одну её разновидность, хотя различия в нюансах этих ощущений настолько тонки, что человеку, не практикующему осознанность, заметить их не удастся. Муки совести – тоже самоосуждение, возникающее из несоответствия действий человека и идеальной модели поведения, принятой его умом за единственно верную.

Буддийское избавление от страданий направлено на желания, но они вторичны по отношению к идеям и представлениям человека. Сначала идея о совершенном мире – а потом уже желание, чтобы он таким стал. Все ужасы прошлого, да и нынешнего веков, возникли в попытках реализовать прекрасные идеи о возможности достижения правильного прекрасного мира для отдельных народов или всего человечества в целом. Поэтому, если вы хотите отдохнуть от страданий, избавляйтесь от идей о совершенстве и идеальном мироустройстве. Желание купить себе машину не будет приносить вам столько умственной боли, сколько принесёт желание счастья и справедливости для всех. Правда, за такие рекомендации меня можно обозвать эгоистом и мещанином, ведь жить без идеалистического огня в сердце порядочному человеку нельзя; это вам любой порядочный человек скажет.

Освобождение от любых идей происходит через их созерцание, но, конечно же, надо иметь хорошую силу внимания и навык созерцания, чтобы всё получилось. Осознанное депрограммирование – штука непростая, но осуществимая, если сильно захотеть. А чтобы по-настоящему этого захотеть – нужно устать от страданий, приносимых вашей любимой идеей правильности и совершенства. Любая идея работает до тех пор, пока вы верите в её истинность. Как только эта вера утрачена – идея теряет свою власть над вами и у вас не будет возникать желания, чтобы реальность стала ей соответствовать. И страдание по этому поводу останется в прошлом. На Пути все идеи подвергаются обеззараживанию, и только тогда человек становится способен воспринимать то, что есть, без фильтров обусловленности.

И вот тогда, таинственным образом, его бытие становится более совершенным.