(из книги "Как укротить эмоции")
Введение
Любое чувство включает в себя несколько элементов, благодаря которым в нём тесно переплетаются энергии ума и эфирного тела. Из-за того, что в одном чувстве может быть представлено несколько разных желаний, тянущих за собой весь спектр отрицательных эмоций, разобраться в нюансах каждого чувства бывает очень непросто, а потому человеку трудно хоть как-то изменить свои состояния. Никакое реальное изменение своих внутренних реакций невозможно, если вы не понимаете их природу, а также причины их появления. Пока у вас нет ясности относительно того, из каких элементов состоит обуревающее вас чувство, вы не сможете избавиться от его проявлений, и ревность или обида будут снова и снова захлёстывать вас.
Ниже я рассмотрю подробно составляющие элементы наиболее распространённых чувств и укажу, как с ними можно работать. На этих примерах любой желающий сможет попробовать проанализировать и те чувства, которые не войдут в мой обзор, и найти ключ к тому, чтобы разобраться в их строении. При рассмотрении тех или иных чувств я не буду давать положительной или отрицательной оценки их составляющих. Моей задачей является представление вашему взору анатомии чувства, а она не требует заключения о том, хорошо это или плохо. Мы рассмотрим то, что есть, чтобы иметь возможность понять, что с нами происходит, и иметь возможность изменить свою ситуацию.
Обида
Чувство обиды прямо связано с невозможностью выражения гнева, то есть с запретом, наложенным на его проявления. Кто-то из ваших близких ведёт себя так, что вы испытываете гнев, но ваше воспитание запрещает вам его выражать. Этот запрет есть часть обусловленности вашего ума, благодаря которой любые проявления энергии гнева внутри вас должны быть заблокированы и подавлены. Чем сильнее запрет на выражение, тем более сильный страх вы испытываете перед энергией гнева, если вдруг она проявляется в вас или выливается на вас. В качестве компенсации вы считаете тех, кто выражает гнев, немного неполноценными, некультурными и грубыми. Это, однако, ничего не меняет, и вам нужно как-то влиять на тех людей, кому вы хотели бы указать на их неправильное поведение, когда они выводят вас из себя, – но вы не можете этого сделать. Вам нужен инструмент ответа, чтобы обидчик понял, насколько он вас достал. Выражение обиды и становится этим инструментом.
Обида является непрямым выражением гнева, но не только его. Здесь присутствует желание внимания и изменения отношения к себе со стороны обидчика. Хочется, чтобы до обидчика дошло, насколько же он неправ, и чтобы он проникся этим ощущением. Хочется, чтобы он попросил прощения и вообще раскаялся в содеянном. При этом обиженный чувствует внутренний дискомфорт, возникающий из-за невыраженного гнева и невозможности его выразить. Поэтому его поведение будет нарочитым и резким, потому что именно через него он и станет сбрасывать энергию, требующую выхода. Обида может храниться годами, и человек освобождается от неё, только выразив её своему обидчику. Как я уже отмечал, обижаться можно только на тех, с кем имеешь достаточно близкие отношения, потому что только их заденет изменение твоего поведения. Прохожему наплевать, обиделся ты на него или нет, и поэтому на прохожих никто не обижается, им чаще предъявляют выражение гнева в виде возмущения.
В основе обиды лежит страх выражения гнева и идея, запрещающая это выражение. Чтобы начисто избавиться от обидчивости, следует преодолеть страх и запрет, научившись адекватному выражению гнева в любых ситуациях. Здесь пригодятся практики выражения эмоций, и гнева в частности. Кроме того, должен быть осознан запрет на выражение гнева, полученный в процессе воспитания, и страх, ему сопутствующий. Страх перед чужим гневом может быть следствием психотравмы, если родители часто кричали на вас и наказывали вас в детстве. Тогда следует целенаправленно работать с этим страхом, чтобы освободиться от него навсегда.
Нередко обида становится шаблоном поведения человека, и тогда жизнь его и его близких превращается в сплошное мучение. Тем не менее от привычки обижаться можно избавиться, просто выражая возникшую энергию гнева адекватным образом. Пищи для эго, правда, тогда станет меньше, но оно найдёт, чем ещё себя поддержать. Вы будете отвечать обидчикам и, может быть, даже вступать в конфликты, но зато чувствовать себя при этом вполне комфортно, не превращаясь в вежливого, но несчастного, всеми обижаемого страдальца.
Ненависть
Никак не разрешающаяся обида со временем может переходить в ненависть. Главный источник ненависти – ощущение собственного бессилия, когда вы не можете практически ничем ответить обидчику. Так возникает, например, ненависть к захватчикам, которые разоряют вашу землю, убивая и насилуя людей, а вы не можете этому противостоять. Ненависть возникает в сердцах тех, кого постоянно унижают и преследуют, а они неспособны постоять за себя. В тот момент, когда вы можете дать достойный отпор обидчику, ненависть исчезает, сменяясь психофизической реакцией удовлетворения или же злорадством.
Кроме ощущения бессилия в ненависти присутствует невыраженный гнев, а также чувство несправедливости происходящего. Конечно же, человек хочет наказать обидчика, и желание это часто осознаётся как жажда мести. Если брать само чувство ненависти, то больше в нём ничего и нет, хотя оно может иметь спутников в виде чувства свершающейся несправедливости, а также стойкой печали как следствие желания стать сильным и способным отомстить. Как только эта возможность появляется, ненависть постепенно уходит – вместе с выраженным гневом, подкреплённым соответствующими действиями.
Учитывая, что ненависть есть плод бессилия, то и работать с ней надо примерно так же, как работают с обидой, учась выражать гнев, и учась тому, как можно постоять за себя.
Чувство справедливости
Чувство справедливости целиком и полностью основано на идее, то есть на обусловленности. Идея о том, что все люди равны и имеют некие права, идея о том, что сильный не должен обижать слабого, а добро должно побеждать зло – широко распространены в литературе, и многим людям эти правильные мысли прямо таки западают в душу, точнее, в голову. Из них рождается представление о справедливом развитии событий, и когда что-нибудь идёт не так, как должно, тогда человек начинает чувствовать, что творится самая настоящая несправедливость. При этом человек испытывает возмущение, а попросту говоря – его охватывает гнев. Гнев возникает из-за желания, чтобы всё было правильно, то есть по справедливости. Желание толкает человека к действиям по восстановлению справедливости, а если сделать он ничего не может, тогда его уделом становится постоянное недовольство, перемежаемое приступами глубокой печали. Когда справедливость торжествует, человек испытывает радость и реакцию удовлетворения.
Избавиться от страданий, приносимых желанием справедливости, можно только осознав бессмысленность своих страданий. Кроме того, нужно принять тот простой факт, что жизнь изначально несправедлива и что идея справедливости изначально искусственна и утопична. Вместе с этим осознанием приходит избавление от давления желания справедливости и появляется возможность принять то, что есть. Эта позиция не означает полного бездействия и социальной апатии – зато она позволяет адекватно воспринимать происходящее и делать то, что действительно необходимо, не тратя силы на приступы возмущения и периоды отчаяния.
Чувство вины
Источником чувства вины также является идея, только она относится к правильному поведению. В случаях с обусловленностью ключевым словом является слово «должен». Ты должен слушаться родителей и всячески угождать им, ты должен соответствовать ожиданиям своих близких, и вообще, ты должен вести себя правильно. Любое отступление от прописанных правил поведения будет сопровождаться внутренним дискомфортом, и если родители переусердствуют в воспитании ребёнка, то каждое подобное нарушение будет сопровождаться чувством вины разной степени тяжести. Многие мамаши почти специально прививают своим детям чувство вины, чтобы потом манипулировать ими в своих целях. Такова реальность, и отрицать её глупо.
Главной эмоцией в чувстве вины становится страх – и это страх ошибки вкупе со страхом неодобрения. Всё это способствует тому, чтобы чувство вины было одной из главных составляющих комплекса неполноценности человека. Составляющая желаний в чувстве вины тоже присутствует, но желания эти – не совершить ошибку и вести себя правильно – проявлены гораздо слабее страха. Тем не менее они всё равно привносят в жизнь человека отрицательные эмоции в виде, например, гнева на себя при очередном явном или мнимом нарушении правил поведения. Особенность чувства вины в том, что человек, которому оно хорошо привито, начинает винить себя почти за всё, доводя свои страдания до максимума. Не будем забывать, что в страданиях укрепляется эго, а потому люди, пестующие у себя чувство вины, умудряются порой доходить до того, что винят себя не только во всех бедах своих близких, но и в бедах чуть ли не всего человечества. Неадекватность восприятия себя и окружающих сопутствует любому, без исключения, чувству.
Избавляться от чувства вины непросто, как и вообще непросто всё, что связано с глубоко укоренившимися в уме идеями. Требуется достаточно длительная практика осознания, чтобы суметь обнаружить весь набор идей, с которым связывается чувство вины. Только через их полное осознание возможно избавление. Хотя, конечно, существуют различные способы компенсации чувства вины, к которым чаще всего и прибегает большинство людей. Основным способом психологической компенсации является перепрограммирование, когда в ум вводятся идеи, противостоящие идеям, порождающим чувство вины. Это работает, но только отчасти, потому что давно известно, что идеи, внедрённые в ум человека в раннем возрасте, имеют куда большую силу в бессознательной части его ума, а потому они продолжают влиять на реакции человека, как его ни перепрограммируй. Тем не менее возможность убедить себя в том, что ты никому ничего не должен, имеется, и люди прибегают к ней по мере сил. Путь осознанности – это путь депрограммирования, освобождения от подчинения любым идеям, и потому он работает в случае с чувством вины лучше всего.
Тот, кто винит себя, склонен обвинять и окружающих. Поэтому важной частью избавления от чувства вины становится прощение – себя и других. Оно не решает всех проблем, но как элемент пути к освобождению может очень помочь. Если человеку удаётся простить себя, то он может простить и других, в частности, тех, благодаря кому у него развился комплекс неполноценности и неистребимое чувство вины. Прощение приносит расслабление и спокойствие, в котором осознать идеи ума становится легче, а значит, и полное освобождение от чувства вины происходит быстрее.
Стыд
Чувство стыда тоже основано на идее правильного поведения, и в этом отчасти оно близко к чувству вины. Чувство стыда напрямую связано с подавленной сексуальностью и идеями, отрицающими секс. Если секс является грехом, а Господь видит всё, то каждое занятие сексом или мастурбацией будет постыдным. Кроме того, человек должен стыдиться своей сексуальности и, как следствие, своего тела. Когда отрицание секса достигает предела, человек начинает стыдиться своих помыслов и вообще всего себя.
Чувство стыда подразумевает наличие свидетелей вашего поступка. Главным свидетелем верующих становится Господь, а свидетелями неверующих являются окружающие люди. Поэтому атеисты могут забыть о стыде, когда находятся в одиночестве, ну а верующим сделать это гораздо сложнее. Если на вас смотрят, то осуждаемое, запрещённое действие как бы фиксируется и застывает на вас вечной печатью греха. Внешний свидетель – реальный или воображаемый – обязателен для возникновения полноценного чувства стыда, хотя сильно обусловленные люди нередко становятся свидетелями сами себе.
В какой-то момент развития и взросления человеческой личности чувство стыда распространяется за пределы сексуальной сферы и начинает возникать во всех случаях, когда человек делает что-то, осуждаемое его обусловленностью. Тогда человек может стыдиться почти всего, что делает, если ему кажется, что он совершает нечто нехорошее. Он стыдится не только своих пороков, но и вполне безобидных пристрастий или действий. Тогда его жизнь превращается в сущую муку.
Чувство стыда, возникающее на людях, нередко сопровождается специфической психофизической реакцией смущения. Будучи уличённым в каких-то своих действиях и мыслях, которые сам человек считает постыдными, он смущается и краснеет. От этого то, что он пытается скрыть, становится ещё более очевидным, и смущение возрастает. Корни реакции смущения лежат в подавляемом сексуальном возбуждении, и чем более сильное смущение время от времени испытывает человек, тем больше энергии возбуждения подавлено внутри него.
Чувство стыда, причиной которого являются действия, за которые человек осуждает сам себя, без присутствия внешних свидетелей, часто сопровождается специфическим дискомфортом, возникающим в уме, и называемым угрызениями совести. Подобная реакция может сопровождать чувство вины, чувство несправедливости и другие чувства, но только в тех случаях, когда к ним присоединяется стыд за своё действие или бездействие. Угрызения совести возникают как реакция несоответствия обусловленности человека его поступкам, и чем сильнее это несоответствие, тем более сильными становятся внутренние мучения. Совесть требует от человека привести свои действия в гармонию с внутренними запретами и убеждениями, то есть следовать морали. Поэтому наличие совести у человека приветствуется обществом, потому что делает его действия предсказуемыми и правильными. Как бы то ни было, совесть является реакцией ума, тесно связанной с чувством стыда, и не более того.
Стыд сильно влияет на поведение человека, являясь великолепным внутренним ограничителем. Воспоминания о ситуациях, в которых человек испытал стыд, являются настолько неприятными, что повторно попасть в подобную ситуацию он не хочет, а потому избегает их, как может. В этом смысле стыд полезен с общественной точки зрения, но вреден с точки зрения духовного развития человека. Развитое чувство стыда тоже входит в состав комплекса неполноценности.
В чувство стыда входит набор запрещающих идей, желание следовать им, страх нарушить запрет, и все отрицательные эмоции, связанные с желанием. Однако, чтобы ослабить или избавиться от чувства стыда необходимо начать работать со своей подавленной сексуальностью – в первую очередь на уровне осознания идей, из-за которых подавляются и отрицаются сексуальные потребности. Дело это долгое, и как промежуточные шаги могут быть использованы практики, направленные на принятие своего тела и своей сексуальности. О работе с сексуальной подавленностью я много писал в книге «Секс и духовный рост», и потому более подробно распространяться на эту тему здесь не буду.
Существуют практики, позволяющие избавиться от зафиксированных в уме воспоминаний, окрашенных острым чувством стыда, которые могут самопроизвольно всплывать и мучить человека без всякой на то причины. Эти практики полезны в работе над собой, хотя решающим для успеха в ней является осознание запрещающих идей и избавление от них.
Чувство одиночества
Чувство одиночества возникает как проявление потребности в близости – близости, что называется, и физической, и духовной. Неудовлетворённость, возникающая на фоне этой потребности, формирует желание быть с кем-то и тянущийся за этим желанием страх остаться одиноким навсегда. Люди, часто испытывающие чувство одиночества, несут в себе бездну печали, которая становится фоном их повседневной жизни.
Желание разделить себя с кем-то свойственно большинству людей. Близость с себе подобными приносит людям некое насыщение ума и тела. И пока человек не перерастёт свою потребность в близости, он будет периодически испытывать чувство одиночества. Потребность эта исчезает в процессе духовного развития человека, когда ему становится не нужным другой для того, чтобы чувствовать себя насыщенным и полноценным.
Ревность
Ревность основана на недоверии и неуверенности в себе. Недоверие к партнёру чаще всего основано на собственном опыте: вы точно знаете про себя, что можете изменить, если сложатся подходящие обстоятельства. Помните о том, что мы судим других по себе, и посмотрите на свою ревность под этим углом. Неуверенность в себе приводит к двум результатам: с одной стороны, вы не можете поверить в то, что вас можно любить, не мечтая о романе на стороне, с другой стороны, с кем бы вы себя ни сравнивали, вам всегда кажется, что вы хоть в чём-то, но хуже других.
Чувство ревности является сложной смесью из желания быть единственным или единственной (отголосок неуверенности в себе), желания обладания и контроля, страха утраты и измены, гнева и идеи верности друг другу. Огромную роль в поддержании ревности играет воображение – почти вся она питается тем, как вы мысленно представляете своих любимых в чужих объятиях. Не будь воображения – не было бы и ревности. Если не давать воли воображению, рисующему вам картины измены, ваши страдания быстро сошли бы на нет.
В агрессивности, присущей поведению ревнивцев, есть что-то животное – оно похоже на то, как звери защищают свою территорию от себе подобных. Поэтому ревность возникает не только между возлюбленными – нередко мать ревнует сына к его жене, а отец с трудом переносит наличие парня у своей дочери. Сексуальный подтекст и здесь налицо, так что ревность и секс, как ни крути, весьма тесно связаны. Другими словами, не ревнуют того, кого перестают хотеть. Ну, или когда перестают хотеть кого-либо вообще.
Понятно, что чтобы избавиться от ревности, нужно избавиться от желания обладания и контроля и перестать воспринимать своего партнёра как личную собственность. Чтобы ревность ушла совсем, нужно проделать большую работу, в процессе которой вы сильно меняетесь, и секс перестаёт занимать главное место в вашей внутренней и внешней жизни. Невозможно работать с одной только ревностью, потому что избавление от её животной природы требует глубокой трансформации, в которой исчезнут и неуверенность, и желание контроля, и страх измены вместе с идеей верности.
Зависть
Суть зависти заключается в желании иметь то, что есть у других. Это может быть внешность, ум, вещи, образ жизни и вообще – всё что угодно. При этом причина зависти кроется в глубокой внутренней неудовлетворённости собой и своей жизнью. Поскольку именно такая неудовлетворённость является основанием комплекса неполноценности, то понятно, что зависть является обязательной его составляющей.
Страдания, приносимые завистью, прямо зависят от степени внутренней неудовлетворённости и ненасыщенности. Чем выше неудовлетворённость, тем сильнее зависть, и тем более глубоким становится ощущение собственной неполноценности и несчастности. Когда ощущение невозможности хоть что-то изменить в себе и своей жизни становится предельным, то человек может возненавидеть объект своей зависти. Гнев, как и положено при наличии желания, всегда сопутствует зависти, и иногда это гнев на конкретных людей, которым всё даётся легко, а иногда – на Бога и отвратительные обстоятельства своей жизни. К зависти частенько примыкает чувство несправедливости происходящего, и тогда гнева становится ещё больше.
Работать с завистью напрямую – не имеет никакого смысла. Нужно избавляться от внутренней неудовлетворённости, и тогда зависть исчезнет сама собой. Когда человек ощущает себя реализованным, тогда комплекс неполноценности рассыпается, и для зависти нет ни причин, ни места внутри.
Жалость и сострадание
Надо сказать, что жалость не является чувством. Она относится к тому разряду наших проявлений, которые я называю психофизическими реакциями. Суть этих реакций одинакова, и в случае с жалостью она выглядит следующим образом: сначала вы видите чьи-то страдания, и ваш ум реагирует на это впечатление определённым образом, как бы внутренне содрогаясь. Чем сильнее впечатление, тем сильнее будет это содрогание, и тем более быстрой и сильной будет физическая реакция в виде слёз, внезапно навернувшихся на глаза. Жалость возникает в момент получения впечатления – неважно, будет ли это картинка, чей-то рассказ или оживляемое вами воспоминание. Точно такой же реакцией является жалость к себе, только причиной её является осознание вами своих собственных страданий. Уже после того, как возникла реакция жалости, появляется желание – либо не видеть этих страданий, либо чтобы никто не страдал. Вслед за желанием приходит печаль, но она является следствием реакции жалости, а не её составляющей.
У людей с расшатанной психикой реакция жалости может стать чрезмерной и возникающей по малейшему поводу – такое состояние принято называть сентиментальностью. Такой же чрезмерной может стать привычка жалеть себя, благодаря которой человек сам превращает свою жизнь в бесконечный поток страданий. Реакцию жалости можно осознать сразу же при её возникновении, а осознав – прервать; тогда последующее развитие ситуации – в виде желания не ощущать дискомфортов и иметь лёгкую жизнь – не случится, а значит, не будет печали, и привычка впадать в реакцию жалости к себе не получит поддержки.
Когда желание помочь людям избавиться от страданий возводится в принцип, возникает чувство сострадания. Именно желание движет теми, кто испытывает сострадание, и потому сострадающие периодически страдают сами. Желание, лежащее в основе чувства сострадания, не может не приносить побочных эффектов в виде гнева и печали, а потому сострадающие склонны то обвинять, то плакать. Конечно, желанию спасти всех существ сопутствует идея о возможности подобного спасения, и, конечно, такая идея всегда имеет мессианское, религиозное содержание. При этом само по себе сострадание ничего общего с истинной религиозностью не имеет, даром, что оно прочно обосновалось в буддизме, где, как известно, нет места Богу. Тот, кто желает помочь спасению людей от страданий, сам берёт на себя функции Бога, и его духовное эго поневоле раздувается донельзя.
Бывает и сострадание, явленное в меньших масштабах, и ограничивающееся вполне полезной материальной помощью страдающим гражданам и разного рода заботой о них. Оно менее вредно, чем спасение всех живых существ, хотя тоже приносит своим обладателям всё те же проблемы с гневом и печалью. А также беспокойство о том, что опять не удастся накормить всех голодных.
Избавиться от сострадания можно только тогда, когда вы осознаете всю глупость и бессмысленность идеи спасения кого-либо от страданий. Тогда желание спасать пройдёт само собой, и появится возможность поработать с собственным духовным эго, важность которого уже не будет подпитываться великими идеями. А помогать людям можно и без сострадания, из простого осознания необходимости этой помощи в каждой конкретной ситуации. Тогда и действие будет адекватным, и эго не раздуется.
Заключение
Существуют эмоции, чувства, психофизические реакции и реакции, ограничивающиеся одним только умом. Существуют состояния ума и тела – например, лень или апатия. В большинстве своём люди не могут понять разницу между ними. Тому, кто встаёт на путь осознания себя, открываются возможности различения своих внутренних энергий и состояний. Тогда скрытое становится явным, и проблемы, казавшиеся неразрешимыми, вдруг обретают возможность решения. Нельзя сказать, что осознавать свои проблемы и работать с ними очень легко, однако стоит только всерьёз задаться этой целью, и всё становится возможным.