Известно, что знание – лучше незнания, и что знание наделяет своего обладателя некоторой силой, касающейся, как правило, выживания и приспособления к разным, не всегда приятным условиям. Зная, как выглядят съедобные грибы, не отравишься поганками, и, умея проводить непрямой массаж сердца, нет-нет, да и спасёшь какому-нибудь несчастному жизнь.

Всеобщая грамотность очень изменила жизнь человеческого общества, и каждый прорыв в познании вещей мира и структур человека менял её снова. Но есть огромный пробел, который ранее не мог быть заполненным, а сейчас появилась возможность изменить эту ситуацию. Пробел, о котором я говорю, касается знания того, как функционирует психика человека, откуда берутся эмоции и почему они возникают, и как работает ум.

Вот чему, на мой взгляд, следует учить детей в пятых-седьмых классах школы: тому, что гнев и печаль есть следствие нереализованного желания, и что если ты разозлился, то смотри, какое именно твоё желание сейчас неудовлетворено. Что радость – следствие удовлетворённого желания, что тревога не существует без фонового страха, и что все виды наших страхов имеют в своей основе страх боли и смерти-исчезновения. Что депрессия – это следствие неприятия себя; что жить с болью внутри – это не нормально, и что боль – следствие обид и травмирующих впечатлений, и что от всего этого можно избавиться, зная, как это сделать. 

Ещё надо объяснять, что наши чувства состоят из идеи, желания и эмоций и всё это можно увидеть в себе, если немного за собой понаблюдать. Что наши желания – не наши, что механизм их появления следует формуле «ты не можешь захотеть того, о чём не знаешь», и поэтому существует реклама. Что необходимости и желания – не одно и то же, и что, например, необходимость в комфорте может рождать множество разных желаний, постоянно расширяясь при каждом новом шаге в достижении этого комфорта.

Ещё надо говорить о том, что идеи нужны нам для того, чтобы наделить свою жизнь смыслами, и чтобы определиться в своём отношении к этому миру. О том, что у человека есть врождённые предрасположенности к восприятию тех или иных идей, и что все люди разные, и что никогда не наступит такой день, когда все истово поверят в одно и то же. И что такое положение дел помогает выживать человечеству, и поэтому верящих в иное не обязательно ненавидеть.

Ещё можно научить детей простейшим практикам, позволяющим регулировать свои состояния – выражению эмоций и мыслей, в первую очередь, объяснив им заодно, как невыраженные эмоции и чувства влияют на состояние физического тела и вегетативную нервную систему. Можно объяснить им, что делать с желаниями – и что есть пять вариантов этих действий: исполнение, откладывание, подмена на похожее, подавление и избавление через созерцание. И тогда люди с детства будут видеть больше вариантов того, как им поступить с очередным навязчивым желанием. Про сами желания и их природу объяснить можно будет тоже, и понимание детьми себя пусть немного, но увеличится.

Конечно, нужно будет объяснить, как устроен человеческий ум, и о том, почему он терпеть не может незавершённостей, и о источниках его беспокойства, хотя для детей эту тему надо подавать совсем просто. И можно объяснить, как избавляться от навязчивых песенок, звучащих в уме, и от навязчивых мыслей, от которых, как многим кажется, избавиться невозможно. В общем, научить можно многому: как быть с жалостью к себе и со всеми остальными состояниями ума.

Зная, куда смотреть, можно увидеть многое. Даже с тем количеством внимания, что имеется у нетренированного человека становится нетрудным разобраться в своих чувствах и состояниях, а разобравшись, понять, что с ними нужно делать. Такое знание есть, и детям усвоить его куда проще, чем взрослым, которые уже подавили всё, что смогли, и стали малочувствующими.

И жизнь человечества могла бы стать другой, если бы люди понимали, что ими движет, и что с ними происходит. А если бы такой запрос возник, то я, глядишь, может даже написал бы учебник, всё разъясняющий и простой.