Две главные черты человеческого эго характеризуются двумя же фразами, из которых первая гласит: «это моё!», а вторая – «я не буду!». Эго стремится к постоянной экспансии, присваивая себе максимально доступное пространство, и вообще – присваивая себе людей, места и состояния. Это – мои друзья, моя вера, мои подписчики; это мои вещи, моя страна и мой любимый артист. Так работает формула «это моё!»; а «я не буду!» выражает потребность обособления от окружающих, проявление собственной воли. «Я не буду!» становится инструментом самоутверждения сначала в устах ребёнка, а потом и взрослого человека, ведь с возрастом для эго ничего не меняется: ему нужно постоянно доказывать окружающим, что оно реально существует – отсюда, собственно, и потребность в распространении себя на всё и вся, и периодического отказа следовать воле других – ведь в подчинении кому-то, в следовании его воле я будто бы теряю свою субъектность и теряю себя.

Есть третья черта, не столь заметная, но тоже важная. Она выражается фразой «а мне?», которая имеет несколько значений, исчерпывающе выражающих этот атрибут эго. Это вопрос: «А что я с этого буду иметь?» и утверждения: «Я тоже хочу!» и «Мне тоже это нужно!». Главное здесь – не остаться обделённым, главное – не упустить что-то важное и нужное, без чего ни счастья, ни достойной жизни у тебя точно не будет. И в то же время – если уж ты на что-то согласился, отказавшись от «я не буду!», то это твоё великодушие должно быть вознаграждено, иначе зачем напрягаться? И требование «А мне?» проявляется в людях гораздо чаще, чем они готовы это признать. Вы не должны про меня забывать, вы должны учитывать мои интересы – вот о чём кричит «А мне!». Это, в общем, тоже форма самоутверждения, ведь эго только самоутверждением и занимается, просто формы самоутверждения бывают грубыми или тонкими, изощрёнными или простыми. Самоутверждаться можно и через проявление смирения, ведь духовное эго всегда изощрённее эго мирского. А уж «это мой Господь» и «я не буду повиноваться никому, кроме моего Бога» и в наши малобожные времена встречается сплошь и рядом.

Понятно, что люди, приходящие на Путь, имеют эго, и оно проявляет себя, как ему и положено. В норме искатель работает со своим эго, исследуя его проявления и последовательно их отменяя. Эго – это структура в уме, формирующаяся в процессе взаимодействия с себе подобными и нужная только для этого взаимодействия. И личность, и субличности – плоды социализации, и каждое эго не хочет затеряться среди себе подобных; отсюда и потребность в постоянном проявлении и самоутверждении. 

Искатель может очень серьёзно ослабить своё эго, но от корней его своими усилиями не избавиться, и полностью это исчезает только в глубокой трансформации ума, которую я называю исчезновением в Боге. И чтобы ослабить эго и демонтировать его, насколько это возможно без трансформации, нужно наблюдать его проявления; пока вы не увидите более-менее полной картины конкретно ваших его проявлений, сделать с ними что-нибудь будет трудно.

Некоторые на Пути доходят до принятия Воли Бога как руководства к действию. Это значит, что «я не буду» они уже преодолели, но «что я с этого буду иметь» в новом служении поначалу обязательно присутствует. Не обманывайте себя, смотрите на ситуацию прямо и исследуйте, чего вы хотите в обмен на своё служение. Только после этого вы сможете поработать со своими желаниями, да и с установкой на непременную пользу для себя – тоже. 

Знание лучше незнания, и тонкие проявления эго в служении научиться видеть необходимо, чтобы суметь прийти к чистому служению, которое – удел продвинутых; а продвинутыми становятся те, кто бесстрашно смотрит на истину своих состояний. 

В общем, не бойтесь выглядеть плохо перед Господом и собой и всё увидите.