Пришедшим в Школу
В школу приходят искатели. Таким людям бывает трудно вписаться в мир, где остальные чувствуют себя комфортно, потому что внутри у них живёт потребность в ином, они не всегда могут сформулировать, что именно они ищут: Истину, “высшее я”, Бога… Духовный поиск рано или поздно приводит к пониманию, что самостоятельные попытки продвинуться в этом направлении неэффективны, и для ощутимых результатов нужен Путь и проводник, который знает дорогу.
Среди огромного разнообразия тренингов, курсов и учителей выбрать именно то, что соответствует запросу – задача непростая. И прежде, чем остановиться на чём-то конкретном, искателям порой приходится изрядно помотаться. Ищущие Истину зарываются в груды книг и стараются разобраться, кто из авторов говорит правду. В результате создаётся еще один канал на Ютьюбе или книга про гностиков. Поиск “высшего я” из-за размытости представлений об этом самом “я” натыкается на такие же размытые предложения: повышение уровня духовности, полнота самореализации, открытие чакр и даже астральные путешествия во сне… Желающие встречи с Богом идут в храм или обращаются к восточным религиям, которые кажутся более перспективными из-за отдалённости чужой культуры. Чем меньше мы знаем, тем легче воображению рисовать заманчивые картины.
Слово “мистика” многим кажется подозрительным. Действительно, вокруг мистики наворочено много такого, что у одних вызывает опасливое отторжение, а других притягивает неоправданными ожиданиями. На самом деле мистика – это более тонкие слои реальности. Чтобы воспринимать их, приходится поначалу основательно проработать психологические и эмоциональные проблемы, которые закрывают от человека более тонкую реальность. Параллельно приходится развивать осознанность, потому что только она даёт возможность отделять вымысел от реальности.
Обычно человек не проводит грань между реальностью и иллюзией, пребывая в состоянии так называемого метафизического сна. В качестве примера можно вспомнить, как часто говорят о душе и как редко удаётся понять, что конкретно вкладывается в это слово. Стоит углубиться в себя – и сразу же возникает путаница: разобраться в том, что различается реально, а что есть предмет веры и нарисовано услужливым умом, неосознанному человеку невозможно.
Осознанность – это инструмент, который позволяет видеть, что происходит во внутреннем пространстве. Для осознанного человека реальные ощущения не перемешиваются с деятельностью ума, он наблюдает эмоции непосредственно, где и как они проявляются в теле, по какой причине они возникли. Соответственно, обретая навыки осознанности, он получает мощное средство работы над собой.
Подход, основанный на осознанности, имеет очевидные преимущества. Ортодоксальные религии стоят на вере. Вера безусловно важна на начальном этапе. Действительно, если отрицать более тонкую реальность, она остаётся недосягаемой. Всё, что проявлено в мире, так или иначе проявлено на уровне материи. Не верящий в более тонкие слои реальности верит в то, что их нет, и переубедить такого человека невозможно. Как невозможно переубедить и верующего, когда он уверен, что за тем или иным событием стоит Бог или, наоборот, дьявол. Вера глуха ко всему, что может её пошатнуть, и когда она становится единственным основанием, связь с реальностью утрачивается. Соответственно, утрачивается и связь с Богом.
Но во всех религиях возникали мистические течения и святые, которые и делали религию живой. Течения создавали свои школы, в которых непременно выполнялись практики осознанности в том или ином виде (умная молитва у христиан-исихастов, зикр у суфиев). Вера определяла вектор движения, но именно осознанность позволяла не впадать в иллюзию и приходить к Истине Бога. Отношения мистиков с ортодоксией всегда были непростыми. Кого-то признавали святыми, а кого-то побивали камнями и признавали святыми гораздо позже. Или не признавали. Кто-то вообще оставался в тени, и о его существовании было ведомо одному лишь Господу. Таких историй о скрытых святых много у суфиев.
Практическое продвижение по Пути открывает истину, которая даёт понимание общих принципов, присутствующих во всех религиях. Придумать что-то принципиально новое на Пути невозможно, потому что человеческая природа и мир не изменились, а Бог Един и Вечен. Формально наша Школа “Восходящий Поток” берёт начало из суфийской традиции в том варианте, который был интегрирован в европейскую культуру усилиями Г.И.Гурджиева, И.Шаха и Ошо. Здесь нет привязки к исламской символике и атрибутике, хотя соблюдён основной принцип суфизма, который можно сформулировать кратко: видеть реальность как она есть. То же можно выразить другими словами: пробудиться от сна, познать Истину, прийти живым к Живому Богу.
Всё это реально, но было бы удивительно, если бы это было легко. Поэтому пришедшим в Школу приходится много и напряжённо работать. Это трудно, потому что ученика никто не заставляет и не контролирует. От него требуется тщательное выполнение практик, но если это не выполняется, то нет и продвижения. Те, кто выбирают Путь всерьез, выбирают свою судьбу на оставшуюся жизнь. Хотя сойти с Пути можно в любой момент, вкус приближения к реальности Бога помогает настоящим искателям двигаться дальше, преодолевая новые трудности, потому что полученный опыт трудно променять на прежние ценности.
На самом деле справедливо мнение, что для тех, кто вне Школы, она всегда остаётся за рамками любых представлений о Школе. Школу ведёт Мастер. Понять, кто такой Мастер, вне Школы также невозможно. Мастер – это Дверь. Это тот проводник, который реально знает куда и как вести, поскольку он сам имеет опыт прохождения Пути, описанный в его книгах.
Школа постоянно меняется, меняются методы работы, внутренне меняются ученики, и, прежде всего, меняется сам Мастер. Всё сказанное – это не вопрос веры, а подсказка от тех, кто пробыл в Школе достаточно долго. Вера нужна новичку лишь для того, чтобы не прекратить выполнение практик на начальном этапе, пока навыки осознанности и обострившееся восприятие не начнут приносить плоды.
Школа рада искренним искателям, но не заинтересована в людях, для которых какие-то частные или практические задачи важнее продвижения по Пути.