Вопросы секса волнуют всех — нет, не так: наше существование буквально пропитано сексом, и потакание ли сексуальным желаниям, борьба с ними или и то и другое попеременно играют важную роль в жизни каждого. Выйти из-под влияния сексуального инстинкта полностью и невозможно до тех пор, пока остаёшься под властью Нисходящего Потока: ведь продолжение жизни — одна из его ключевых задач, и каждый должен поучаствовать в этом процессе хоть как-то. Духовного человека, понятно, секс должен интересовать в большей степени с той стороны, как можно отработать сексуальные желания, насытить ненасыщенное и освободить место для более актуальных вопросов. Традиционный выход из ситуации всем известен: не прелюбодействуй (то есть в классическом христианском смысле — даже не смотри с вожделением), не рукоблудствуй и так далее, то есть подавляй по мере сил, а ещё лучше — вообще оставь это непотребное дело («Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться», — 1 Кор 7:8-9). Поэтому начнём с такого вопроса, как:

 

Отрицание

Табуирование секса — один из ключевых шагов в переходе человечества (и отдельно взятого человека) из повелевающего нафса в осуждающий, поскольку как сами сексуальные желания, так и желания, из них вытекающие, — одни из самых сильных, и в повелевающем нафсе они всегда становятся одной из определяющих мотиваций. Поэтому классические религиозные идеи: нужно найти себе жену (или мужа), одну и на всю жизнь (ну ладно, нескольких — жён, конечно, не мужей — если ты в исламе и если повезёт), и ни на кого больше не смотреть, иначе ад и погибель — как бы закрывают вопрос секса, перекрывая до определённой степени и канал сексуальных желаний. Понятно, что в наше благословенное время, наверное, только один из ста последователей, причисляющих себя к той или иной религиозной конфессии, может похвастаться способностью действительно следовать заповедям — всё-таки природа берёт своё, а мотивацию раем и адом научный прогресс и всеобщее среднее образование делают всё более эфемерной.

Тем не менее религиозная мораль уже давно стала частью социальной морали, перейдя в неё в мягкой форме, — именно поэтому отношение к сексу в современном обществе, хотя и подвергается критике со стороны более высокоморальных граждан, всё так же пропитано осуждением. А дети быстро усваивают, что трогать половые органы при родителях не стоит, как и задавать неудобные вопросы, и вообще лучше обходить всё, связанное с сексом, стороной. Поэтому все без исключения разделяют связанные с сексом запреты — кто в большей, кто в меньшей степени — которые во взрослом возрасте уже работают в отношении всего, что с ним связано, совершенно автоматически. И нашей первой задачей становится (уже почти традиционно):

 

Принятие секса

Для начала хорошо бы сесть и посмотреть на сам вопрос секса и своё отношение к нему, если специально вы этого ещё не делали. В первую очередь — на то напряжение, которое связано с темой секса в целом, а возможно, и на сопротивление, отрицание, стыд или даже отвращение. Если они сильны, непросто будет даже воспринять эту статью, не говоря уже о том, чтобы как-то продвинуться в работе с сексом.

Основной причиной отрицания секса являются, конечно, соответствующие идеи. Осознать их наличие можно следуя рекомендациям, данным в этом тексте. Поскольку неприятие может варьироваться в широких пределах, простой взгляд на нужную тему может дать не слишком много: чтобы наверняка запустить соответствующие реакции, может потребоваться более сильный импульс, скажем, подходящая ситуация. К тому же, как обычно, восприятию проблемы могут мешать представления о себе — например, как о незакомплексованном, раскованном человеке, либо наоборот — как о человеке, лишённом похоти, для которого тема секса в принципе не имеет большого значения. Поможет непредвзятое наблюдение своих реакций в ситуациях, имеющих сексуальный подтекст: насколько вы напряжены в общении с противоположным полом, что ощущаете, разглядывая кого-то на улице или в транспорте, общаясь на связанные с сексом темы, смотря порно и так далее.

Наблюдение напряжения и различных реакций, а также созерцание их причин постепенно выведет на идеи, с которыми можно будет работать напрямую. Как это происходит, описано, например, здесь. Однако если вы до этого не практиковали осознание себя и не пробовали работать с обусловленностью, подступиться к идеям вряд ли вообще получится. Кроме того, эта работа, как и любой большой вопрос, потребует многократных заходов, в разное время и с разных сторон, прежде чем осуждение секса будет вычерпано до конца.

Помимо этого хорошо бы зайти на вопросы секса с «положительной» стороны и почитать тексты, помогающие снять завесы запрета, — например, «Секс и духовный рост» (в этой книге Мастера разобрана масса вопросов, касающихся секса; кроме того, есть глава с таким же названием в книге «Практика осознанности»), что-нибудь из Ошо (сейчас есть много компиляций его лекций и ответов на вопросы, подобранных на определённые темы, которые не особо подходят для восприятия послания Ошо, но могут помочь в прикладных вопросах) или даже вот «Иллюминатус!» (Р. Ши, Р. А. Уилсон) — что-то в таком духе.

 

Принятие себя

«Принять секс» — это конечно, хорошо, вот только его принятие никогда не будет полным, если не будет принятия себя, этим сексом (в частности) занимающегося. Начинать нужно с тела. В упомянутом тексте есть хорошее упражнение с зеркалом, когда вы смотрите на своё лицо (и на реакции в отношении него возникающие), а потом — на тело целиком. Неприятие, которое вы увидите, отчасти рассеивается самим наблюдением, а привычка к беспристрастному свидетельствованию уменьшает реакции осуждения, но полная его отработка в большинстве случаев потребует следующего шага: всё того же созерцания с обнаружением причин отрицания — травмирующего опыта и зафиксировавшейся в связи с ним убеждённости либо готовой идеи, которой вас наградили окружающие или текущая «мода на внешность».

Неприятие тела в той или иной степени свойственно почти каждому и приобретается рано, закладываясь в качестве одной из основ комплекса неполноценности. Во-первых, общение с самоутверждающимися взрослыми и наслаждающимися повелевающим нафсом сверстниками никогда не проходит для детей даром: любые особенности внешности с готовностью высмеиваются, придумываются прозвища и т. д. Многие дети начинают приобретать невроз уже только поэтому — убедившись, что жизнь не удалась, потому что с их телом что-то не так, и люди их такими никогда не примут. Во-вторых, даже если явных недостатков, достойных внимания окружающих, у вас нет, ваша внешность всё равно, скорее всего, не будет идеальной, так как есть мода — не только на одежду, но и на то, как должны выглядеть лицо и тело — которая, конечно, в большой степени произвольна, то есть формируется благодаря трендам, заданным внешностью современных моделей, актёров/актрис и прочих знаменитостей, уже не говоря о том, что, помимо времени, сильно разнится в зависимости от географии — региона, его культурного контекста и истории. Взять хотя бы современную моду на худобу, которая всего сотню лет назад, а то и меньше, выглядела скорее болезненно-отталкивающей, чем сексуально привлекательной. Но и модельная внешность не даёт никаких гарантий в плане принятия тела, поскольку желание соответствовать идеалу будет подчёркивать малейшие расхождения и порождать страх несоответствия. Идеальным быть сложно. То есть, я хотел сказать, невозможно.

К подростковому возрасту одни уходят в компенсацию через улучшение внешности — одеждой ли, косметикой или спортом, другие — через отрицание важности внешности и соответствующие субкультуры, а в более тяжёлых случаях — через закрытость и избегание общения с людьми. Так или иначе, большинство как-то приспосабливается и приучается жить с фоновым отрицанием тела.

Отработать большие вопросы наскоком — например, внушая себе, что всё у тебя в порядке, что никто не идеален или, наоборот, что все идеальны по-своему, не получится. Бессмысленно пытаться на неприятие накладывать принятие, как и вообще пытаться записать поверх старых записей в уме новые — старые всегда окажутся сильнее, и нужно будет либо постоянно подкачивать самовнушение, либо, наконец, сделать так, чтобы исчезло само отрицание, сделав ненужной любую компенсацию. К сожалению, единственный путь настоящей отработки того же неприятия себя — его осознание, «разбивка» на отдельные составляющие и работа с ними по отдельности.

Поэтому, когда вы будете смотреть в зеркало, постарайтесь помимо общего ощущения, условно говоря, «ну ты и урод (уродина)», посмотреть ещё и на то, что именно вам не нравится. Многовато жира? Некрасивое лицо? Морщины? Все эти наблюдения могут стать основой последующей работы. У каждого неприятия есть своя история, которую вам и предстоит увидеть — сев, направив своё внимание на ощущение неправильности, неполноценности в отношении своей внешности в целом или той или иной конкретной черты и начав его созерцать, не забывая попутно при необходимости прерываться на выражение — гнева, печали или чего угодно ещё — в том числе проговаривая вслух своё неприятие. Ничего страшного, если в первые разы созерцание вообще не получится, потому что времени ни на что кроме выражения не будет оставаться. Созерцание должно привести вас к конкретной формулировке: например, у меня некрасивое лицо. Эта формулировка тоже впоследствии может разложиться на составляющие: какие именно части лица кажутся некрасивыми и почему.

Любая убеждённость закрепляется тем, что можно назвать «подтверждающей силой». В этом качестве выступает желание или страх — например, желание соответствия идеалу красоты или страх осуждения окружающими. Страх, в свою очередь, может быть подкреплён опытом, который оставляет отпечатки разной глубины, самые глубокие из которых — психотравмы, полученные в детстве или юности. В зависимости от того, что в вашем случае «подкрепляет» то или иное неприятие, и будет строиться работа с ним: в случае, если первично желание, с ним необходимо работать как с идеалистическим желанием, созерцая корни соответствующей идеи до тех пор, пока не удастся её отбросить. В том случае, когда первичен негативный опыт, — сперва понадобится снять заряд с травмирующих воспоминаний, причём возможность дойти до ранних психотравм открывается зачастую только после длительной работы с комплексом неполноценности в целом и воспоминаниями в частности.

В любом случае, нужно заходить не с конца: «точкой входа» являются ощущения — неприятия, неудовлетворённости и неполноценности, а их созерцание постепенно выведет к причинам конкретного неприятия. Стоит ли говорить, что успех в этой работе напрямую зависит от силы вашего внимания, умения «идти внутрь» и навыка созерцания, которые нарабатываются в повседневной осознанности, практике выражения и ряде специальных практик.

Так, отрабатывая неприятие за неприятием, можно постепенно прийти в состояние, когда вам комфортно находиться в собственном теле, вы не отрицаете его и не стесняетесь, ощущая его красивым и — в зависимости от ситуации — сексуальным. Понятно, что принятие тела — это ещё не принятие себя целиком, однако опыт работы с неприятием тела даст ключ к работе с другими, более тонкими, видами неприятия — остаётся только захотеть продолжать осознавать себя, идти в дискомфорты и отрабатывать всё, что откроется.

Ваше принятие, конечно, не делает принимающими окружающих, но если вы не отождествляетесь с их отношением и осознаёте его природу — то есть их собственную, подобную вашей, с которой вы уже имели дело, произвольную обусловленность, и когда неприятие окружающих не резонирует с вашим собственным неприятием, — оно теряет способность оставлять глубокие отпечатки в вашем уме. С другой стороны, чем больше вы принимаете себя, чем более открытыми и расслабленными становитесь, тем больше вас начинают принимать окружающие. Принятие себя рождает естественную красоту, кроме того, когда неприятие окружающих не находит подтверждения в вашем собственном неприятии, у них нет-нет, да и возникает сомнение в его адекватности. Уже не говоря о том, что с углублением принятия себя исчезают и беспокойство по поводу внешней оценки, и желание одобрения.

 

Страх

Страх играет одну из главных ролей в вопросах, связанных с сексом, причём не только психологически, но и энергетически.

Кроме уже упомянутых страхов, многим «посчастливилось» получить травмирующий опыт, связанный непосредственно с сексом. По оценке ВОЗ, например, порядка 35% женщин в мире на протяжении жизни подвергаются физическому и/или сексуальному насилию со стороны партнёра либо сексуальному насилию со стороны окружающих. Мужчины, особенно в детском возрасте, тоже от него не застрахованы. Религиозные и социальные моральные нормы, табуируя вопросы секса, здесь играют двоякую роль: заставляя контролировать сексуальные желания, они вместе с тем создают напряжение (как желаний, так и связанного с ними гнева), которое часто и становится источником сексуального насилия. Тем не менее очевидно, что не будь ограничений, уровень этого насилия был бы куда выше. При этом даже однократно пережитого сексуального насилия достаточно, чтобы закрепилась ассоциация секса с болью, страхом и унижением. Влияние такого опыта остаётся навсегда, так уж мы устроены, и полноценный секс без специальной работы с этими психотравмами недоступен в принципе, потому что сопровождается страхом, а следовательно, как физической зажатостью, так и психологической/энергетической закрытостью большей или меньшей степени.

Помимо сексуального насилия, психотравму могут нанести слишком рано полученные сексуальные впечатления и даже просто случаи не вполне удачного секса: например, психогенная импотенция у мужчин часто развивается под влиянием самого ожидания неудачи, которое сковывает страхом и не даёт подняться возбуждению. А опыт болезненных ощущений во время секса у женщин иногда приводит к тому, что даже кратковременный дискомфорт во время полового акта вызывает напряжение и ожидание боли, закрывая возможность получения удовольствия.

Кроме того, связь секса с насилием закрепляется благодаря мату — отношение которого к сексу «замылено» для взрослых, но вполне очевидно для детей. Не говоря уже о том, что агрессивные, неадекватные, проявляющие насилие к ребёнку или к кому бы то ни было при ребёнке, да даже просто излишне строгие и контролирующие ребёнка родители противоположного пола тоже закрепляют не самые приятные ассоциации, приводящие к страху перед женщинами у мужчин и страху перед мужчинами у женщин — в таких случаях часто начинается бессознательный поиск мягкого, безопасного партнёра, как бы противоположного по характеру отцу/матери, либо вообще партнёра своего пола, чтобы обезопасить себя на сто процентов.

В общем, страх ли это физической боли, насилия, унижения, контроля — не важно, пока он силён, глубоко погрузиться в секс не получится, и относительно полноценный секс будет возможен или в идеальных условиях, которые позволят максимально скомпенсировать негативные ожидания и расслабиться, или при наличии такого сильного желания, которое сможет этот страх перевесить. Поэтому работа со страхом перед противоположным полом и самим сексом — это приоритет номер три после работы с отрицающими секс идеями и принятием тела. А при наличии сильных психотравм — лучше начинать прямо с него. Для работы со страхом подходят любые доступные методы. Заходить на него можно как в виде отдельной практики — садясь и целенаправленно поднимая страх, связанный с сексом или противоположным полом, давая ему выходить и погружаясь в связанный с ним негативный опыт, — так и непосредственно во время секса.

Для этого, как водится, необходимо разделять внимание во время секса, направляя часть его внутрь — в первую очередь, на ощущения физического тела — и не давая ему уходить в ум и отождествляться с ним. Смотрите на напряжения: в промежности, мышцах живота и теле в целом. Смотрите на дыхание — оно также может быть напряжённым и поверхностным. Физические напряжения, которые замечаете, — расслабляйте и давайте подниматься тому, что за ними стоит: секс должен стать своего рода практикой выражения, когда вы позволяете подниматься и проявляться всему (конечно, сохраняя адекватность и предварительно предупредив о своих намерениях партнёра). Дышать поначалу можете пробовать в противовес — форсированно, более глубоко и часто, чем обычно. Дышите животом и захватывайте на вдохе самый низ живота, низко опуская диафрагму, одновременно расслабляя мышцы живота и паха — так вы в полной мере увидите напряжения в этих областях и сможете «продышать» их, помогая себе расслабиться.

Через напряжения получится поднять страх, а подняв — увидеть его природу. Например, это может быть страх ошибки — слишком быстро финишировать, который часто присутствует у мужчин, заставляя двигаться в неестественном ритме, поверхностно дышать или даже специально уходить в посторонние мысли, чтобы подавить возбуждение (в этом случае лучше заканчивать «как идёт» и спокойно заходить на второй круг), страх боли — например, болезненного проникновения у женщин (в этом случае лучше поначалу подыскивать позу, в которой мужчина может двигаться без ограничений, не создавая дискомфорта) и многие другие, включая страх осуждения своего тела и своих действий, а также чувства стыда или неполноценности, также несущие эмоцию страха как базовую составляющую. Наблюдайте страх, не сбегая от него, а наоборот, поднимая его и позволяя ему выходить, одновременно расслабляя физические зажимы, которыми он сопровождается, — они будут возвращаться в процессе секса, поэтому необходимо время от времени обращать на них внимание, если не получается непрерывно осознавать эти зоны. Понятно, что секс и страх — сочетание не самое приятное, и, скорее всего, это поначалу будет сводить на нет всё удовольствие, но более подходящие условия сложно придумать, поэтому каким-то количеством сексуальных актов придётся пожертвовать ради самоизучения. Тем более что само осознание страхов, связанных с сексом, будет постепенно приводить ко всё большему расслаблению и большей спонтанности, что прямо скажется на качестве секса и глубине ощущений. Также, набрав опыт наблюдений, полезно садиться и работать с соответствующими страхами отдельно — этого не избежать, если вы намерены дорабатывать свои проблемы до конца, а не проходить «по верхам».

Постепенно вы также увидите, что страх связан с сексом не только психологически, но и напрямую, энергетически: и сексуальное возбуждение, и страх подавляются в основном в зону второго центра (частично — первого), поэтому многие из тех, кто добирается до глубоких слоёв подавленного страха, отмечают, что в тот же период начинает подниматься подавленное возбуждение и активизироваться сексуальные желания — и наоборот: когда начинает разблокироваться подавленное возбуждение, может также начать подниматься подавленный страх.

Со страхом и напряжением, им вызываемым, связан также вопрос чувствительности. Говоря широко, чувствительность — это свойство, присущее всем телам, а также центрам человека, определяющее границы их восприятия и различения. Понятно, что главный вклад в «убийство» чувствительности вносят подавленные эмоции, желания и другие энергии, а также контроль ума и его обусловленность. Эти факторы влияют и на естественное течение энергий, и на силу получаемых впечатлений, что напрямую сказывается на силе возбуждения и качестве секса в целом. При этом подавленный страх, блокируя второй центр, вносит максимальный негативный вклад в эту историю. Следовательно, чем более очищено будет ваше внутреннее пространство и чем больше вы будете освобождены от отождествления с умом и от влияния его обусловленности, тем выше будет качество секса — впрочем, как и качество жизни вообще.

 

Возбуждение

Сперва немного об используемых терминах:

Влечение — по сути, половой рефлекс, прямая физиологическая (и отчасти, из-за связи всех тел, — эфирного тела и ума) реакция на сексуально привлекательный объект. То есть реакция влечения — реакция того же типа, как выработка слюны на вид/запах пищи, и полностью зависит от физического тела и гормональных процессов в нём.

Возбуждение — можно сказать, влечение высокой степени интенсивности, переходящее в новое качество. Как и влечение, оно возникает в первую очередь в ответ на впечатления, приходящие от органов чувств, — привлекательный внешний вид, запах, голос и т. п., а во время секса усиливается соответствующими ощущениями, в высшей точке приводя к другому рефлексу — оргазму.

И влечение, и возбуждение, начинаясь в теле, становятся основой для формирования желаний в уме. Точнее, основой становятся оставленные предыдущим опытом отпечатки — поэтому влечение и возбуждение постепенно начинают проявляться в ответ не столько на внешние впечатления, воспринимаемые через физическое и эфирное тела, сколько в ответ на внутренние, приходящие из ума, — когда энергия желания тянет за собой физиологические и прочие реакции. И если в естественном варианте возбуждение распространяется «снизу вверх»: начинаясь в физическом теле и распространяясь на эфирное тело и ум, то здесь начинает доминировать схема «сверху вниз»: когда сила желания и заряженные сексуальным желанием образы приводят к физическому возбуждению. Например, желание, связанное с конкретным человеком или даже с определённым типом (внешности, например) будет поднимать и влечение, и возбуждение просто при мыслях о нём, без какого бы то ни было физического контакта, а в случае такового — вносить основной вклад в секс, многократно усиливая ощущения, так как помимо возбуждения, возникающего в моменте, будет «подхватываться» уже накопленное возбуждение, готовое излиться именно в этот «канал». При этом секс с тем, кого не особо хочется (или уже не особо хочется), будет возбуждать гораздо меньше, даже если тактильные и прочие ощущения будут богаче. Таким образом, наличие или отсутствие желания становится определяющим силу влечения/возбуждения фактором. Сюда же добавляется привычка мастурбировать, используя для возбуждения фантазии, из которой развивается склонность ума к самовозбуждению. Кроме того, низкая чувствительность — в широком смысле — приводит тому, что возбудиться как следует через ощущения может попросту не получаться, и человек оказывается в ситуации, когда сильное возбуждение может проявиться только или при получении сильных впечатлений (например, во время секса с новым партнёром или в необычных условиях), или при удовлетворении давнего желания (когда уже накоплено много энергии самого желания и завязанного на него возбуждения), или подогревая себя во время секса фантазиями. Некоторые идут другим путём и компенсируют низкую чувствительность сильной стимуляцией, в том числе физической, — отсюда берутся нетрадиционные способы секса и разнообразные, что называется, извращения.

Подавление влечения начинается с того самого момента, как человек начинает осознавать свою сексуальность и её проявления: сама культура подавления подсказывает, что не стоит, например, похотливо разглядывать кого-то в толпе или во время разговора. Показывать влечение стыдно, прямые его проявления, как правило, осуждаются, ну и неприятие как самого себя, так и секса тоже накладывает свой отпечаток. Кроме того, демонстрировать влечение страшно — и это страх как негативной реакции со стороны объекта вожделения или окружающих, так и неприятия влечения именно от тебя, то есть страх отказа. У женщин страх проявления влечения, помимо очевидного общественного порицания, связан также со страхом назойливого внимания или агрессии со стороны мужчин. Поэтому в современном обществе свободное выражение влечения встречается разве что у людей повелевающего нафса и в соответствующих культурах, не вполне доросших до осуждения такого поведения, — и то, что часто в этих самых культурах проявление влечения со стороны мужчин допускается, а со стороны женщин — запрещено, тоже в большей степени является следствием повелевающего, а не осуждающего, как может показаться, нафса.

Сексуальные желания, в свою очередь, давятся как по причине запретов, так и в силу их кажущегося или реального противоречия другим желаниям — например, желанию иметь хорошую крепкую семью, или всё так же по причине страха, завязанного, например, на комплекс неполноценности.

В силу этого копятся как невыраженные влечение/возбуждение, так и энергия подавленных сексуальных желаний. Кроме того, привычка «брать дело в свои руки» с привлечением фантазий, хотя с первого взгляда так и не кажется, также способствует их дальнейшему накоплению: проявление запрещённых желаний «в контролируемой обстановке» приводит к сильному возбуждению — порой более сильному, чем, скажем, рядом с надоевшим партнёром — сбросить которое самостоятельно не так-то просто. Для многих мастурбация становится своего рода отдушиной, единственным способом хоть как-то скомпенсировать сексуальную неудовлетворённость. Кроме того, мастурбация — это просто приятно, а ещё заниматься сексом иногда может быть и лень. Так или иначе, как известно, «98% людей мастурбируют, а оставшиеся 2% делают вид, что не мастурбируют, но всё равно мастурбируют» — в силу особенностей человеческого организма (и человеческого ума) мастурбация становится занятием, к которому, регулярно или время от времени, с удовольствием прибегает почти каждый. В мастурбации самой по себе нет ничего плохого, и она может быть естественным способом сбросить накопившееся «сексуальное напряжение» — если ограничивается самим физиологическим процессом, что однако, бывает редко, и в основном мастурбация используется не столько для разрядки, сколько для получения удовольствия от фантазий и самого процесса. Почему это плохо: во-первых, самоудовлетворение не тождественно удовлетворению соответствующих сексуальных желаний (ведь вы не занимаетесь сексом с тем, о ком фантазируете, и желание остаётся нереализованным), более того — «качка» в эти желания через фантазии и просмотр порно только усиливает их, ведь вы регулярно подпитываете образ желаемого в уме, а во-вторых — поскольку во время мастурбации почти не задействуется физическое тело и отсутствует контакт с другим человеком на уровне эфирного тела, а иными словами — всё происходит практически только на уровне ума, выделяемое в процессе мастурбации возбуждение не может быть полноценно сброшено, поэтому «после» возбуждения может стать ещё больше, чем было «до». Что, впрочем, мало кого останавливает: возможность получить приятные ощущения и насытиться фантазиями выглядит слишком притягательной, и мало кто замечает, что чем больше удовлетворяешь себя, тем больше похоти скапливается, в то время как перетерпев поднявшееся возбуждение, наблюдая его энергию без подавления, как терпишь голод, можно потом не испытывать его достаточно долго, и в отличие от голода, каждый раз оно будет приходить только реже, так как в отсутствие возможности разрядки организм перестраивается в «режим ожидания».

Для работы же с подавленным возбуждением можно использовать два диаметрально противоположных подхода, причём первый, судя по всему, больше подходит женщинам, а второй — мужчинам.

Первый заключается в том, что вы ложитесь на спину и начинаете глубоко, но без лишнего напряжения дышать низом живота, позволяя сексуальному возбуждению подниматься и рассеиваться. Понятно, что при этом вы либо уже должны быть возбуждены, либо нужно поднимать актуальное сексуальное желание, направленное на кого-то конкретного, давая возбуждению раскрываться и сходить, высвобождая его столько времени, сколько потребуется. В идеале, как и во всех подобных практиках, когда вы «поднимаете» что-то, с чем намереваетесь работать, вы не должны «качать» в это, то есть продуцировать возбуждение в моменте, иначе можно его «производить и сбрасывать» бесконечно. В приложении к возбуждению это означает, что вы не прокручиваете сцены секса в уме, а когда возбуждение уже поднялось — не прилагаете для его поддержания никакого активного усилия, то есть не совершаете действий в первом слое ума, но сохраняете соответствующий настрой и течение ассоциаций во втором его слое (это происходит автоматически, пока ваше внимание направлено на энергию возбуждения и она продолжает влиять на ум) — а также позволяете возбуждению охватывать вас целиком. Такой же подход можно использовать в тех случаях, когда вас охватывает возбуждение при невозможности заняться сексом. Для женщин также может быть полезно высвобождать возбуждение во время секса: найдя комфортную позу, расслабляясь физически, дыша низом живота и позволяя возбуждению подниматься, чтобы текущее возбуждение «подцепляло» накопленное. А заодно отсматривая возвращающееся напряжение и отпуская его.

Второй подход противоположен и заключается в наращивании интенсивности во время секса. Во-первых, это тотальное погружение в процесс, когда вы занимаетесь сексом как будто в последний раз — по возможности, полностью отпуская контроль и вкладываясь до конца как физически, так и энергетически. Для этого требуется определённый навык тотальности, который нарабатывается в практиках выражения и работы с подавленным, когда вы отдаёте себя полностью тем же гневу, страху, энергии желания, позволяя им проявиться на всех уровнях: физического тела, эфирного тела, ума, но не отождествляясь с ними, — а во время секса то же происходит с возбуждением и другими энергиями. Вы следуете за их течением, осознавая ощущения и выводя внимание из ума (но позволяя ему свободно работать и входить в изменённое состояние). Во-вторых, это чисто физическая интенсивность: достаточно глубокое и частое дыхание низом живота, которое поначалу можно доводить до гипервентиляции, особенно ближе к оргазму, — понятно, что это излишнее усилие, которое может отвлекать от процесса, но если прилагать его разумно, оно может помочь пробить энергетические блоки в первом и втором центрах. Помимо дыхания, нужно позволять своему телу двигаться в достаточно интенсивном ритме — особенно в конце — и не замирать в момент оргазма, проходя весь оргазм на максимально возможной в этом состоянии интенсивности, давая ему излиться мощным потоком, не останавливаясь, пока не пройдут все спазмы и всплеск чувствительности в половых органах.

Подробней нужно затронуть тему вывода внимания из ума. В плане секса две основные, связанные с доминирующим положением ума, проблемы — это уже упомянутая привычка фантазировать, чтобы усилить возбуждение, и следование зафиксировавшимся шаблонам действий во время секса. Привычка к фантазиям берёт начало в тех способах возбуждения, которые используются для мастурбации: визуализация привлекательного партнёра, секса с ним, иногда — даже соответствующих ощущений, либо обращение к воспоминаниям, заряженным сильным возбуждением. Шаблонность секса — с чего начинать, какие позы использовать, как заканчивать — отчасти идёт из порно, отчасти — из самой склонности ума создавать шаблоны для минимизации усилий в повторяющихся действиях. Когда вы привыкаете к партнёру, находите к нему подход, начинаете понимать, какие позы, а также, возможно, слова, обстановка и т. д. действуют на него и на вас возбуждающе, ум начинает выстраивать сценарий «идеального полового акта». Как фантазии, так и шаблонность действий лечатся выводом внимания из ума — это означает перевод внимания в физические и эфирные ощущения, при этом вы и не боретесь с умом, и не идёте за ним, давая ему работать автоматически и автономно, но минимально стягивая на себя внимание. В отношении секса такой подход как усилит возбуждение, приходящее из ощущений, а не из ума, так и позволит начать напрямую воспринимать, какие действия и в какой момент необходимы, благодаря чему шаблоны станут не нужны.

В какой-то момент совокупность описанных усилий может привести к эффекту «прочистки труб», когда приходит оргазм такой силы, как будто вы до этого вообще не испытывали никаких оргазмов. Это связано с преодолением того, что я назвал бы «сексуальным блоком», который локализован, как и блок, создаваемый подавленным страхом, в основном во втором центре, и связан с ним, но при этом создаётся подавленным возбуждением и находится как бы в другой «складке» эфирного тела. Как правило, после этого качество оргазма меняется необратимо, причём поначалу в них сбрасывается не только текущее, но и накопленное возбуждение, поэтому они даже могут быть болезненно сильными.

Полноценные оргазмы и освобождают от накопленного возбуждения, и позволяют в полной мере сбрасывать новые его порции, поэтому одним из первых эффектов, который вы ощутите, будет ослабление влечения — точнее, оно придёт к своему естественному уровню, полностью соответствующему вашему темпераменту, возрасту и текущему состоянию энергий (а также, конечно, силе внешних стимулов). Однако сексуальные желания, например, это затронет только частично: поддержка в виде накопленного возбуждения уйдёт, их сила ослабнет, но корни потребуют отдельной работы.

 

Сексуальные желания

Откуда берутся сексуальные желания? В общем-то, оттуда же, откуда и все остальные желания, основанные на потребностях: из фиксации ума на достаточно сильном и приятном впечатлении. Надо ли говорить, что влечение «зашито» в физическом теле очень глубоко, а создаваемые им ощущения могут потягаться со всеми прочими, доступными в обычной жизни? Неудивительно, что сексуальные желания тоже становятся одними из самых сильных. А в силу разнообразия сексуальных впечатлений — весьма многочисленными. Скажем прямо, социальное устройство общества таково, что всё обилие сексуальных желаний не может быть удовлетворено внутри него в принципе, поэтому без навыков осознания и работы с подавленным каждый обречён мучиться сексуальной неудовлетворённостью той или иной степени тяжести. Впрочем, как и всегда, при должном усердии вопрос секса можно закопать так, что никаких мучений кроме фонового напряжения и приступов депрессии не останется, и можно скромно считать себя человеком без похоти.

Как известно, первые проявления влечения приходят довольно рано, поэтому «собирать» сексуальные впечатления мы начинаем с самого детства, и достаточно сильные фиксации могут формироваться тогда же. Образы как сверстников и сверстниц — друзей, например, так и взрослых — воспитателей, учителей и прочего окружения (родителей — реже, из-за их зачастую подчёркнуто асексуального поведения в отношении детей и при детях), а также разных моделей, актёров/актрис и т. д. становятся основой для формирования сексуальных предпочтений, которые нередко остаются с человеком до конца жизни. Это могут быть как запечатлевшиеся черты внешности: телосложение, цвет волос или глаз, черты лица и прочее, а также их сочетания, так и черты характера или особенности поведения: заботливость и нежность или, наоборот, жёсткость и властность, интровертность или экстравертность, интеллект, чувство юмора, уверенность в себе и другие характеристики, как глобально определяющие поведение, так и вносящие в него тонкие индивидуальные особенности, вроде определённой мимики и жестов. Позже к этим чертам добавляются сексуальное поведение и сексуальные умения, а также определённые позы, обстановка во время секса или даже привычки, закрепившиеся в мастурбации. Конечно, пополнение коллекции отпечатков в уме продолжается и позже — особенно благодаря первым партнёрам и опыту нескольких первых отношений — но постепенно, в силу заполненности этой «ниши» в уме и ослаблению его чувствительности, они становятся слабее и теряют способность формировать новые сильные желания, тем более что и поиск новых партнёров уже происходит по заданным критериям.

Другая сторона сексуальных желаний, к самому сексу, по сути, отношения не имеющая, но иногда влияющая на выбор партнёра даже сильнее, чем всё остальное, — сторона социальная: общие интересы, материальное благосостояние, общественное положение и т. п. Здесь мы вступаем на почву отношений, без которых непосредственно секс, прямо скажем, может и обойтись, но не обходится любое более или менее длительное взаимодействие между людьми. Желания разделить свои переживания или идеи, например, или иметь определенный образ жизни, а также получать положительную оценку от окружающих, «быть красивой парой» и питать своё эго могут подкрепляться энергией влечения и, как это ни странно, также приобретать сексуальный оттенок (когда, например, сексуально привлекательными становятся атрибуты богатства или власти). Впрочем, никакого сексуального подтекста в них зачастую нет, и когда они становятся определяющими, а подходящий по этим критериям партнёр не привлекает сексуально, формируются отношения по расчёту, когда как минимум один партнёр терпит другого ради удовлетворения других, более насущных, желаний.

Все эти черты становятся частью образа идеального партнёра, который можно представить в виде «чек-листа» с пунктами, имеющими разный приоритет. При этом наивысший приоритет может быть отдан как тем или иным чертам внешности, так и характеру или упомянутым «социальным» признакам. Например, в случае сильной ненасыщенности и недолюбленности родителями на первое место может выходить нежность и забота — по сути, не так важно, от кого именно; интеллектуалам может быть важнее всего, чтобы партнёр мог поддержать беседу и «понять» их, а у духовных людей часто встречается идея, что лучше всего идти по Пути парой, и уж конечно предостаточно тех, кому важнее всего, как партнёр выглядит — и с точки зрения собственных «пунктов» касательно внешности, и с точки зрения одобрения (или ещё лучше зависти) со стороны окружающих. Когда большого перекоса в сторону тех или иных приоритетов нет, а образ идеального партнёра — многоэтажный и выстраданный, начинается длительный поиск. Если кто-то попадает в несколько пунктов «чек-листа» — возникает симпатия, в большее количество — притяжение, а уж если «попаданий» большинство… бинго! — случается то, что большинство людей подразумевает под словом «любовь». Когда же две половинки обусловленностей «стыкуются», формируются идеальные пары со всеми шансами провести остаток жизни вместе.

Другой момент — образ идеального партнёра не бывает единственным, их всегда как минимум несколько. Эти образы можно представить как иерархическую структуру, на вершине которой будут расположены «пункты», имеющие высокий приоритет и распространяющиеся на всех потенциальных партнёров, а ниже — второстепенные характеристики, разветвляющиеся и образующие всё многообразие сексуальных желаний. Желания, связанные с второстепенными признаками, существуют как бы параллельно, но имеют внутреннюю иерархию, и легко могут даже быть полярными — например, когда привлекают и внимательные интроверты, и психопаты-экстраверты, но по-разному, и одни всё же больше других. То же и типы внешности — зачастую они формируют «собирательные образы», причём чаще всего это слепок с конкретного человека, влечение к которому в своё время сформировало соответствующее желание, и таких образов, как и людей, которых мы когда-то хотели, всегда немало. Одни образы заряжены сильнее, другие — слабее, однако и слабое желание станет сильным, если появится возможность его удовлетворить: «синица в руках» ближе «журавля в небе». Когда же мы получаем опыт, который насыщает желания, связанные с одними «пунктами», будут подниматься желания, связанные с другими, даже если изначально они были слабее, просто до них, что называется, дошла очередь. В этом, помимо банального привыкания, одна из причин того, почему через какое-то время, проведённое с одним партнёром, даже в случае счастливых и насыщающих отношений, не только он сам, но и его тип становится менее привлекательными, и на первое место выходят другие, связанные с людьми других типов, желания.

При всём при этом, не видя реальных причин того, почему к одним влечение слабое, к другим — сильное, а к кому-то буквально запредельное, люди склонны придавать своим предпочтениям какое-то объективное значение, списывая их на «судьбу», астрологию или теорию типов, ну или на что попроще: «химию», «в моём вкусе» — «не в моём вкусе» и так далее. Как и всегда, само видение истинных причин лишает желания львиной доли их «магии».

Поэтому начать работу с сексуальными желаниями — параллельно с работой над запретами, которая, я надеюсь, достаточно подробно рассмотрена выше, — лучше всего с наблюдения того, что привлекает и возбуждает: начиная с партнёра (если он есть) и окружающих, близких и далёких, и заканчивая случайными контактами и прохожими на улице. Как и в случае с любыми другими желаниями, нужно, с одной стороны, позволять энергии сексуального желания подниматься, раскрываться и рассеиваться, а с другой — созерцать её с намерением увидеть причины, с вопросом — почему меня привлекает этот человек? Какая история связана с этим влечением? Когда возникло желание, связанное с его типом или отдельными чертами? Постепенно вы сможете отделить «чистое влечение», то есть инстинктивную реакцию, от предпочтений, вносимых умом, а также приблизиться к осознанию корней этих предпочтений, которые всегда лежат в предыдущем опыте. Когда осознан «корневой образ», можно работать непосредственно с ним — детали этой работы описаны в статье про работу с желаниями.

Работу с тем, что притягивает, хорошо бы дополнить работой над тем, что отталкивает, которая подчиняется примерно тем же законам. Нужно добавить, что в плане конкретно сексуальной привлекательности нельзя свести всё притяжение к реакциям ума, поскольку существуют и объективные моменты: молодость и здоровье всегда более сексуально привлекательны чисто на инстинктивном уровне — однако чтобы полностью отделить инстинктивные вещи от фильтров и реакций ума, требуется немалая осознанность. Второй момент — можно сказать, энергетический: чем меньше заблокированы энергии человека, чем больше ощущается в нём «жизни», расслабленности, естественного течения энергий, тем легче и ярче отзываются ваши собственные энергии, и тем сильнее, соответственно, проявляется влечение. При этом если говорить об отторжении, отвращении в отношении сексуальных вопросов — они всегда являются реакциями ума, само сексуальное влечение в норме просто или возникает, или не возникает, не переходя ни в какое «сексуальное отторжение».

 

Следствием этой работы становится ровный взгляд, когда сексуальные предпочтения, по сути, стираются, и одновременно с этим сексуальная привлекательность как таковая теряет свою остроту, как, впрочем, и вопросы секса вообще — избавляясь от подавленного возбуждения и отрабатывая сексуальные желания, вы приближаетесь к простым потребностям, и одной проблемой, как говорится, в жизни становится меньше.