Почему говорят «хрен редьки не слаще», если
по содержанию сахаров «редька слаще хрена»?
Вопрос к «народной мудрости»

Про «типы людей» в разных странах изданы миллионы книг, которые написаны психологами, психиатрами, психоаналитиками, социологами и другими «учёными»; в одних умных книжках вы встретите 6, в других 12, в третьих – 16, а в отдельных шедеврах умствования мирового масштаба можно найти десятки описаний типов.

Разбираться в этом учёном калейдоскопе в мою задачу не входит, потому что все «глубоко-исследованные-типы» хромают на обе ноги и не представляют для моей цели совершенно никакой практической ценности.

Мастера различных духовных и мистических Путей в разные времена также указывали на типы людей; классификация Мастеров всегда упрощена и продиктована необходимостью той Работы, которую они проводили; примеры таких указаний можно прочесть в поэмах Аттара «Логика птиц» и Навои «Язык птиц».

 

Практическое знание типов людей необходимо для определения двух моментов:

— способен ли человек встать на суфийский Путь и успешно по нему продвигаться?

— какие препятствия ожидают определённого ученика при выполнении практик?

 

Будда указывал на 4 типа людей в зависимости от их внутреннего состояния, и эта классификация показательна.

 

«Брамин» – этот тип по жизни идёт важной поступью, не спеша и размеренно, потому что, как ему кажется, он особенный, уникальный, единственный, умнее и лучше всех.

Если брамин прочитает вот эту мою статью, то немедленно начнёт жёсткую критику каждого её предложения с «глубокомысленными-рассуждениями» и напыщенностью павлина.

Переводчик из Лондона, перед началом работы по переводу книги Руслана «За завесами Света. Эзотерический суфизм» прислал мне первую страницу текста на английском языке; в этом тексте говорится о том, что Бертран Рассел в своей «Истории западной философии» сетовал на то, что вся философия последних столетий переключилась с общих вопросов мироустройства на вопросы чисто человеческие – о пределах познания мира и смысла жизни.

Я дал прочесть эту страницу одному классическому брамину, потому что он живёт в Англии и отлично знает английский; брамин текст прочитал и сказал приблизительно следующее: «Перевод очень хорош, поэтичен, красив и похоже на то, что переводчик работает в каком-то издательстве, каких полно в Лондоне, но Бертран Рассел не прав, потому что…»; далее последовал монолог с классическим отражением состояния осуждающего нафса.

Другой брамин как-то мне заявил без особых причин, что я работаю главным инженером по сварке, и у меня всегда очень много работы, потому что я идиот; по его мнению, ни один специалист в мире не согласится так много работать за мою зарплату.

Иногда случается так, что брамин обладает редким талантом «плести-интриги», и тогда он становится отъявленным мерзавцем; забавно, когда в какой-то компании работает несколько таких мерзавцев и все они занимаются только тем, что плетут интриги.

Когда в пустое ведро помещают одного краба, то он зацепляется лапами за верх ведра и выкарабкивается на свободу; когда в это же самое ведро помещают двух крабов, то оба они погибают, потому что один без конца стягивает другого на дно и не даёт ему выползти.

В молодости, в начале своей карьеры, брамин много и на отлично учится и становится первым и лучшим; он эрудирован, много знает, заканчивает школу с золотой медалью и престижный университет с отличием.

Далее, брамин как правило становится начальником в какой-либо отрасли и высоко задирает свой нос; на этом заканчивается его обучение и начинается осуждающий нафс.

Окружающие брамина люди обычно с ним соглашаются, как минимум внешне, потому что интуитивно чувствуют, что он воспримет любые высказывания с осуждением и насмешкой.

Поговорки из разряда «народной мудрости» говорят про браминов следующее:

— если священник пошел направо, разумный человек должен, не раздумывая, повернуть налево;

— глуп тот, кто слишком много умничает.

Тем не менее брамины в любой стране чувствуют себя превосходно в определённых слоях общества, которые считаются «правильными», и пользуются уважением этих самых слоёв.

Происходит так потому, что у людей на браминов срабатывает «психология медведя»:

— когда на медведя нападают – он убегает, потому что нападающий очевидно сильнее;

— когда от медведя убегают – он нападает, потому что убегающий очевидно слабее.

Брамин, как правило, не способен встать на суфийский Путь, и тем более успешно по нему продвигаться; такое случается крайне редко и потому только, что у него есть некоторые элементы воина.

 

«Воин» – этот тип, как правило, живёт в состоянии войны с окружающими людьми и с самим собой; образование, работу, квартиру, машину, жену он добывает в бою; война и вражеское окружение – это привычная жизнь воина, которую он мгновенно создаёт в любом месте; каждый день он решает возникающие у него проблемы и сложные ситуации.

Если начальник, коллеги, жена, родственники, соседи или просто прохожие скажут воину, что он в чём-то не прав, то новую войну против всех он начнёт не задумываясь ни на секунду; поскольку всё свободное время он тратит на решение сложных жизненных ситуаций, то со временем становится опытным во многих практических аспектах жизни.

Людям, которые относятся к другим типам, практически невозможно победить воина; ежедневное, постоянное пребывание в состоянии войны всех людей истощает, а воину именно оно и даёт энергию; соответственно и воевать он может бесконечно долго.

Воин всегда готов к любой войне, потому что у него есть идеи, как всё должно быть в окружающей его жизни; если он видит, что жизнь не соответствует этим идеям, то начинает исправлять ситуацию силой и не останавливается ни перед чем.

Если воину говорят, или он сам узнаёт, что существует духовный и мистический Путь, то он может проникнуться этой идеей; когда он почувствует внутренне, что главный враг не среди людей, его окружающих, а он сам, то немедленно начнёт войну с собой и с теми качествами, которые мешают продвижению по Пути.

Воин, кто встал на суфийский Путь, – успешно и быстро по нему продвигается.

 

«Купец» – этот тип купит всё, но для того только, чтобы дороже продать; образование, карьеру, жену, друзей и даже отпуск он расценивает с позиции выгоды.

Если купцу говорят, или он сам узнаёт, что существует духовный и мистический Путь, то он сразу спрашивает, что я буду с него иметь? Если ответить, что он может прийти к Богу, то у купца опять возникает вопрос, выгодно это ему или нет.

Если купцу сказать, что на Пути он приобретёт осознанность, которая даст возможность жить более адекватно в мире и принимать взвешенные решения, то он может заинтересоваться, а может, решит, что ему и сейчас хорошо.

Купец, кто встал на суфийский Путь, – ожидает чудес и торгуется с Богом.

 

«Шудра» – этот тип бесполезен; он всегда увлечён всевозможной фигнёй, которая ничего не стоит; любая дурацкая информация в интернете и в телевизоре захватывает его полностью и он без конца обсуждает, спорит, посещает, принимает участие, собирает подписи, голосует и так далее; этот тип не в состоянии расставить приоритеты, что важно для него в жизни, а что нет; вы предлагаете ему работу, к примеру, а он начинает в этот момент читать сообщения от «группы-единомышленников» и не обращает на вас никакого внимания.

Как-то раз я дал девушке свою визитную карточку, и она не задумываясь скрутила из неё трубочку.

Шудра не способен вообще ни на что и тратить на него время нет смысла.

 

Необходимо добавить, что я написал про доминирующие типы людей; но в реальности человек всегда имеет в себе какие-то элементы других типов.

— человек с доминирующим типом воина, на 80 процентов, и с элементами купца будет воевать за идею, которая даст ему выгоду; при этом, он не будет ни перед кем стелиться, если это противоречит его идеям, и даже откажется от своей выгоды;

— человек с доминирующим типом купца, на 80 процентов, и с элементами воина будет целенаправленно добиваться выгоды, и если придётся, то готов за неё воевать; при этом, он всегда готов расстелиться перед кем угодно ради получения своей выгоды.

 

Руслан указывает на две категории людей с точки зрения мистической работы, и эта классификация практична.

 

«Человек ума» – этот тип контролирует выражение всех своих чувств, эмоций и мыслей; если такой человек влюбился, к примеру, то он будет держать под контролем слова, поведение и проявление всех эмоций, связанных с новой любовью.

Когда он встаёт на суфийский Путь и начинает выполнять практики, то его ум мгновенно включается и контролирует поведение; этот контроль не позволяет вложиться в практику полностью.

Для успешного продвижения по Пути человеку ума необходимо избавиться от контроля ума и перестать давить выражение чувств.

 

«Человек чувств» – этот тип не в состоянии контролировать выражение своих чувств, эмоций и мыслей, и они уносят его за собой; если такой человек влюбился, к примеру, то он будет говорить и кричать про любовь на каждом шагу, полезет обниматься в людных местах, завалит подарками и проявит все эмоции, связанные с новой любовью.

Когда он встаёт на суфийский Путь и начинает выполнять практики, то его чувства мгновенно включаются и уносят его; отождествление с чувствами не позволяет выполнять практику правильно.

Для успешного продвижения по Пути человеку чувств необходимо прийти в состояние, когда он не отождествляется полностью со своими чувствами.

 

Для полноты картины не хватает двух классификаций, в зависимости от психотипа людей:

 

«Невротик» – этот тип – раб своего страха; у него есть желание что-то сделать и страх это делать; он подчиняется страху, не делает то, что хочет, и подавляет желание.

 

«Психопат» – этот тип – раб своего желания; у него есть желание что-то сделать и страх это делать; он подчиняется желанию, делает то, что хочет и подавляет страх.

 

В соответствии с вышеизложенным, всех людей можно классифицировать на 16 типов:

 

1.      Брамин – человек ума – психопат

2.      Брамин – человек ума – невротик

3.      Брамин – человек чувств – психопат

4.      Брамин – человек чувств – невротик

5.      Воин – человек ума – психопат

6.      Воин – человек ума – невротик

7.      Воин – человек чувств – психопат

8.      Воин – человек чувств – невротик

9.      Купец – человек ума – психопат

10.  Купец – человек ума – невротик

11.  Купец – человек чувств – психопат

12.  Купец – человек чувств – невротик

13.  Шудра – человек ума – психопат

14.  Шудра – человек ума – невротик

15.  Шудра – человек чувств – психопат

16.  Шудра – человек чувств – невротик

 

Остаётся открытым один вопрос: возможно ли человеку с возрастом или новым для себя опытом изменить свой тип?

 

— без суфийского Пути – невозможно, и человек умрёт в том типе, в котором живёт;

— на суфийском Пути – возможно всё, и существуют живые примеры таких изменений.

 

Тип человека, который определён от рождения, – это не окончательный приговор.

В обычной человеческой жизни «сущность» останавливается в своём развитии в детском возрасте и развивается только «личность», соответственно и тип не меняется. 

Когда человек встаёт на суфийский Путь и успешно по нему продвигается, то его «сущность» пробуждается и начинает расти; постепенно она становится развитой, проявляются неизвестные раньше способности и полностью меняется тип.

Когда человек продвигается на суфийском Пути до состояния пятого нафса, то у него пропадают желания, страх, идеи и все остальные критерии, которые определяли тип раньше; человек становится мистиком, и его теперь невозможно классифицировать.  

Мистик всегда уникальный, в объективном смысле этого слова, потому что он такой один.