При прохождении Пути у искателей периодически возникают кризисы в отношениях с Мастером или куратором, когда мы не можем принять те или иные их решения. Такие кризисы либо успешно прорабатываются учениками, либо подавляются, либо обостряются настолько, что ученик покидает Школу временно или насовсем. Такие кризисы неизбежны, поскольку наша обусловленность зачастую совершенно не согласуется с мнением и поступками наших наставников, что провоцирует сопротивление, которое может выражаться от тупого упрямства до открытого гнева. Это свойственно практически всем ученикам. И речь, конечно, не о тех искателях, которые ищут площадку для самовыражения и демонстрации своей избранности и уникальности, с ними и так всё понятно.

Но кроме такого периодического сопротивления существует и более глубокий кризис, который возникает у учеников из-за «усталости» от долгого взаимодействия с Мастером. Я бы сказала, что это усталость от авторитета, когда постоянно, раз за разом, приходится признавать, что из-за отсутствия соответствующего опыта нам не хватает собственного мнения и приходится доверяться опыту и знаниям Мастера. Либо собственное мнение у нас и возникает, но не соотносится с точкой зрения Мастера, либо наше трактование появляющегося опыта подвергается критике. В мирской жизни мы привыкли компенсировать недостаток знаний или опыта в одной области какими-то другими хорошо развитыми навыками, качествами или знаниями, например, в профессиональной деятельности, и это не дает нам ощущать себя неполноценными. Обучаясь у Мастера, всем приходится очищать себя от полученных ранее представлений о Боге, о духовном мире человека и о мире вообще. Получается, что нам из предыдущего опыта и имеющихся представлений практически не на что опереться. Мы должны учиться, учиться и учиться. Эго устает от непрерывного признания превосходства Мастера, мы внутренне (вначале бессознательно) воспринимаем данную ситуацию как некое давление на нас, со временем ощущаемое тяжестью, которую очень хочется сбросить, начинает вызревать желание освобождения от авторитета Мастера. С приобретением собственного опыта, собственного вИдения (даже не частого) просыпается чувство внутренней силы, а желание свободы ещё более усиливается.

Желание свободы и даже какой-то независимости бессознательно может формироваться в более конкретное желание, например, в развитие собственной формы Работы или внедрение обучения в новом формате и т. д. У меня в своё время желание свободы не сформировалось в какое-нибудь конкретное представление. Поэтому искушением, которое было выбрано для меня, стало просто неизъяснимое ощущение свободы, когда чувствуешь необыкновенную легкость и парение. Эта свобода была обещана за разрыв с Мастером. Сейчас уже не могу точно вспомнить, почему поняла, что это искушение, возможно, необыкновенная яркость и интенсивность подсказали. А если это искушение, значит, испытание, в котором правильным ответом является только отказ. Вряд ли такие ощущения могла сотворить Тьма, искушал Свет.

Не могу сказать, что после такого испытания я напрочь избавилась от всех проявлений неприятия Мастера. Бывало, что какие-то его поступки вызывали недоумение и непонимание с моей стороны. Выручала привычка созерцать отношение к Мастеру, и через созерцание обнаруживать свои обусловленности.

Нужно помнить, что желание свободы — это тоже желание со всеми вытекающими последствиями. Чтобы действительно понять, что нами движет в поисках новых форм Работы, можно посмотреть на своё отношение к Мастеру, нет ли в этом отношении намека на борьбу, на противостояние. В борьбе и сопротивлении скрыта ловушка, мы не можем получить свободу в борьбе. Свобода проявляется тем, что мы ни с кем и ни с чем не боремся. А если мы не боремся, то мы свободны проявлять себя, например, в следовании вИдению Мастера, но это следование уже не из безысходности (от отсутствия собственного опыта), а от понимания, что за Мастером стоит Великая Сила, которой грех не воспользоваться. Но мы свободны и в том, что можем следовать и собственному вИдению. Такая истинная свобода (без борьбы и без вынужденного следования) дает легкость и внутреннее спокойствие. Если в отношениях с Мастером у нас не возникло ощущение свободы, это означает, что наше эго ещё очень сильно и противостоит авторитету Мастера. И значит, нам ещё есть с чем работать.