Вопросы эффективного взаимодействия и обучения существуют во всех школах, во всех традициях, где присутствует принцип прямой передачи ученику знания или энергий, помогающих в его продвижении на Пути. Есть несколько основных моментов, способствующих созданию условий, – внешних и внутренних – для максимально эффективной работы и быстрого продвижения ученика по Пути преображения.

Дисциплина в группе

Я считаю, что внутренняя дисциплина ученика куда важнее подчинения внешним правилам, однако иногда необходимость внешней дисциплины – особенно во время занятий в группе – становится совершенно очевидной.

Чем выше осознанность ученика, тем меньше ему нужны ограничения, поскольку он и так ведёт себя так, как нужно. Остальным рекомендуется следовать нижеприведённым правилам:

  1. Не уклоняться от ответа на заданный вопрос.
  2. Прекращать говорить тогда, когда ему велят прекратить.
  3. Не вступать в споры с Мастером; если ученик с чем-то не согласен, он должен сформулировать вопрос и принять данный на него ответ.
  4. Стараться выполнять практики в группе с полной самоотдачей.
  5. Не демонстрировать своего негативного отношения к товарищам по группе или к тому, что они говорят или делают.
  6. Не указывать другим ученикам на необходимость соблюдения данных правил.
  7. Слушать Мастера так, чтобы слышать то, что он сказал.
  8. Быть внимательным даже к тем словам, которые, вроде бы, обращены не к тебе.

Отношение

Без правильного отношения к обучению не будет никакой дисциплины.

Отношение складывается из понимания и осознания того, какую важность эта работа имеет лично для вас. Для того чтобы выработать правильное отношение к обучению, ученику нужно усвоить и понять следующие вещи:

  1. Хотя Мастер тратит на ученика время и энергию, он вовсе не обязан этого делать. Это милость, и если ученик сумеет понять и принять данный факт, его отношение изменится.
  2. Ученик должен исходить из того, что все его суждения и оценки имеют своим источником обусловленность и иллюзии, и относиться к ним критически, без доверия.
  3. Ученик должен доверять своим ощущениям, не путая их с чувствами и суждениями.
  4. Ученик должен научиться не поддаваться чувствам в оценке слов или действий Мастера. Слова, обращённые к ученику, всегда имеют смысл, который тому нужно понять. Если он не в состоянии сам открыть этот смысл, можно обратиться за разъяснениями к Мастеру.
  5. Нужно понимать, что Мастер в отношении ученика ничего не говорит и не делает просто так. Если действия Мастера кажутся тому бессмысленными, значит уже вошло сопротивление и отупение, как реакция отказа от обучения. Если ученик бдителен, он сможет опознать эту реакцию и изменить своё отношение.
  6. Необходимо уважительное отношение к другим ученикам. Тот, кто не уважает себя и свой выбор, не умеет уважать других. Некоторым легче будет прийти к самоуважению через уважение к тем, кто находится в таком же поиске, как и он сам.
  7. Нужно понять, что каждая встреча или беседа с Мастером может стать прорывом в вашей работе и только ваше отношение и/или «отсутствующее» состояние порой становится препятствием к этому. Поэтому нужно приводить себя в максимально восприимчивое состояние перед каждой встречей и настраиваться перед каждой беседой.
  8. Ревность, зависть и желание сделать Мастера своей собственностью есть проявления чувств, помрачающих разум и восприятие. К ним следует относиться так же, как и к суждениям, – критически; осознавая, что каждое из этих чувств отдаляет вас от Мастера и, соответственно, от Работы. Многие религии узурпируют и путь к Богу, и самого Бога, теряя при этом с Ним всякую связь.
  9. Доверие вырастает из опыта, а пока его нет, ученик должен верить Мастеру куда больше, чем самому себе. Пока ученик не способен понять многих утверждений Мастера – в силу отсутствия необходимого для этого опыта – он должен верить им, и следовать полученным указаниям, не оставляя места для сомнений. Тогда опыт – а вслед за ним и понимание – вскоре придут.

Дисциплина в индивидуальной работе

  1. Если вы работаете под руководством, то нежелательно определять практики для самого себя, если на такое определение не получено разрешения. Есть практики, которые нельзя сочетать одновременно – в силу специфики их действия – и потому лучше советоваться с Мастером, что вы хотели бы делать и что вам делать можно и нужно.
  2. Нельзя менять последовательность выполнения стадий данной вам практики или изменять её по своему вкусу. В этом случае Мастер не может отвечать за тот результат, который вы от неё получите. К тому же, если вы сами знаете, что вам нужно, то у вас нет никакой необходимости в Мастере.
  3. Если вы не выполняете данное вам упражнение, то вам нужно серьёзно пересмотреть необходимость участия в данной работе. Возможно, вам нужно занять себя чем-то другим. Если же вам почему-то кажется, что данное упражнение вам не подходит и не удовлетворяет вас, об этом следует поговорить с Мастером.
  4. Если Мастер рекомендует прекратить какую-то из выполняемых вами практик, то нужно сделать это беспрекословно. Так же следует поступать, если Мастер советует приступить к какой-нибудь практике.