Принято считать, что духовный прогресс Искателя целиком и полностью зависит от нескольких факторов. Прежде всего, от личного усердия ученика – от того, насколько серьезно он подходит к занятиям, насколько тотален и искренен в Работе над собой, своим нафсом, подавленными энергиями и прочим. Без достаточной степени усилий нельзя добиться успеха ни в каком деле, не только на суфийском пути – это, полагаю, аксиома. Вряд ли стоит вступать на этот Путь без сильного желания изменить себя, без желания дойти до конца и познать Истину, иначе есть все шансы оказаться не здесь и не там – в ситуации, когда мы не сможем полнокровно прожить обычную человеческую жизнь с ее радостями и невзгодами и не добьёмся серьезных результатов во внутреннем поиске. И нет ничего хуже, чем разорванность между землёй и небесами.

Вторым фактором принято считать профессионализм Наставника, а точнее, наличие истинного Наставника в принципе. В нынешние времена мир духовности наполнен огромным количеством людей, которые стремятся учить всех желающих и без тени сомнения провозглашают себя Наставниками, не имея для того ни малейших оснований. Порой они сами не понимают, куда нужно вести своих последователей и зачем это собственно нужно; так слепой ведет слепых. Роль грамотного Наставника не только в том, что он может показать цель, но и знает методы её достижения, знает Путь, пройдя по которому, Искатель её достигнет – и в этом разница.

Но есть ещё один момент, от которого сильно зависит духовный прогресс Искателя – то, насколько далеко он может продвинуться на Пути, каких высот и как быстро он может достигнуть, но по каким-то причинам об этом не принято говорить открыто, по крайней мере, мне не удалось найти никакой достоверной информации по этому вопросу в книгах или статьях других авторов. Я говорю о внутреннем пространстве Искателя, точнее, не о самом пространстве, а о его размере. Сложно сказать, от каких факторов это зависит, но нужно принять как факт – размер внутреннего "сосуда" у каждого искателя свой, от этого напрямую зависит, сколько передаваемой бараки человек может в себя вместить и, соответственно, направить на трансформацию своего бытия. В большинстве случаев имеющееся пространство, независимо от размера, заполнено подавленными энергиями – страхами, тревогой, желаниями, непомерными амбициями и гневом.

Существуют две методики очистки внутреннего пространства от этой "грязи". Первая из них основана на личных усилиях ученика по освобождению своего "сосуда" от негативных эмоций и чувств. Сюда относят практики выражения, работу с подавленными страхом, гневом, тревогой – всем, что переполняет нас изнутри и не дает Свету проникать в сердце, всем, что является завесой и преградой для энергии свыше. Несомненный плюс этого метода в том, что ученик с самых первых стадий, с самого начала привыкает работать самостоятельно, прикладывать значительные усилия для изменения своих состояний, трансформации своего бытия. Это очень полезный навык в духовной работе, а в дальнейшем придется говорить даже не об усилиях, а об сверхусилиях, без которых последующий рост будет уже невозможен. Так что польза от собственных усилий несомненна.

Еще один способ очистки внутреннего сосуда, наоборот, основан на усилиях Наставника по расчистке "авгиевых конюшен" ученика, когда Мастер по максимуму "накачивает" ученика энергией, до тех пор, пока "сосуд" не переполнится и негатив не начнёт выливаться через край – это замещение энергии в действии. Именно этим можно объяснить несколько странное чудаковатое поведение учеников в некоторых Орденах. Степень девиантности в этом случае сильно зависит от того, какие, собственно, энергии и в каком количестве были подавлены. Поведение некоторых учеников становится столь невыносимым для них самих, что они вынуждено покидают суфийский Путь. Один известный Наставник с улыбкой называл свою ханаку – клиникой для душевнобольных…

Естественным будет предположить, что наибольшего эффекта по очистке внутреннего пространства можно получить, разумно сочетая оба эти метода, то есть энергетическое воздействие Наставника и личные усилия ученика. Наставник, оказывая такое воздействие, помогает "дожать" то, что ученик ввиду малого опыта и слабо сформированной воли самостоятельно сделать не может. В этом случае важным является фактор восприимчивости, т. е., насколько ученик открыт для такого рода внешних воздействий, насколько он готов принять поддержку, но, как показывает опыт, в большинстве случаев в Поиск приходят люди с уже сформированной потребностью в помощи извне и с некоторой долей открытости в восприятии.

В своей небольшой статье я сознательно опустил еще один важный момент – Милость Бога. Всё, о чём я говорил, так или иначе можно отнести к области рационального, всё это имеет под собой некое, вполне конкретное и понятное уму объяснение. Милость же Бога не поддается ни какому прогнозированию и предсказанию, и ученик никогда не может с уверенностью сказать, когда произойдет прорыв в Работе, когда падет очередная вуаль, заслонявшая его от конечной цели и куда, в конечном итоге, поведет Воля. Но к тем, кто ищет её, Милость обязательно приходит, и это тоже правда.