Многие годы я считал Омара Шаха (кратко – Ага) своим учителем, не встретившись с ним ни разу. Я присоединился к его «Традиции», когда он уже оставил этот мир, оставив на «хозяйстве» сына – Арифа Али Шаха. И эти годы, точнее, их первая половина, оказали на меня огромное, исключительно благотворное влияние, послужив абсолютно необходимой базой для знакомства и подготовки вступления на Суфийский Путь. И в этом смысле Омар (и Ариф, и Идрис) действительно были моими учителями, а я – у них и у их учеников учился, хотя так и не стал полноценным учеником.

Aga Shah

И отдавая свой долг благодарности Омару, долг уважения той уникальной обучающей структуре, которую он создал и оставил после себя, окончательно прощаясь с ней, с издательством, тесно с ним связанным, с его сайтом и форумом, не могу тем не менее не попытаться описать мое сегодняшнее понимание роли и места Аги – и в общем процессе «переноса суфизма на Запад», и в личной истории поиска Истины искателем, в данном случае мной.

Ключом к этому пониманию стало, как ни странно, неожиданно резко негативное отношение Омара к Гурджиеву, особенно в сравнении с его исключительно позитивными, превосходными оценками Успенского. И если внутри «Традиции», с естественным «боготворением» Учителя, его обвинения «Гурджиева-недоучки» в отсутствии совести казались обоснованными – с позиции защиты интересов учеников, с опорой на неведомые знания, то «снаружи» с такими оценками смириться оказалось невозможным. Во-первых, Гурджиев придавал такое значение совести, что просто физически не мог на неё «наплевать» (тем более в важнейшем, сущностном вопросе). Во-вторых, если сравнивать деятельность Аги и ГИГа, то вторая действительно предстает в этом сопоставлении бестолковой и непонятной, даже «бессовестной», но гораздо естественней и плодотворней сравнивать работу ГИГа и работу Идриса Шаха, и тут они предстают как «два сапога – пара», и результаты их деятельности складываются в одну взаимодополняемую линию, с сопоставимой эффективностью.

Более того, уж если проводить параллель «ГИГ – Идрис Шах», уже описанную в предыдущем сообщении нашего собеседника, то почему бы не провести и другую: «Успенский – Омар Шах»?

Успенский, как известно, был лучшим учеником Гурджиева, который тем не менее порвал с ним, вел свои группы и честно, и весьма грамотно пытался сформулировать «систему Гурджиева» – за самого Гурджиева (и свою систему на этой основе). Ага был, конечно, крупнейшей фигурой рядом с Идрисом, хотя и не в интеллектуальной сфере (как Успенский), а в сфере обучения. Не случайно Омар попытался сделать то, что «не смог» сделать Идрис, – создать Школу. Но так же разойдясь с ним в видении стоящих перед ними задач, как разошлись ГИГ и Успенский.

Омар Шах считал абсолютно необходимым наличие «мандата на обучение» и не видел его у Гурджиева. Но что он понимал под этим? По информации из книги «Учителя Гурджиева» он знал, что тот учился у разных учителей, но, очевидно, не получил от них «согласованного мандата», не получил передачи, такой, какую получил, видимо, сам Ага от своего отца Сирдара, такой, которую от Аги получил его сын Ариф. Но ГИГ, как и Идрис Шах, не пытались создавать Школу, то есть у них не было задачи обучать учеников, свою задачу они могли получить совсем ИНЫМ способом, поскольку уровень их задачи превосходил любую «человеческую» передачу.

Прививка «Традиции» на западный «дичок» проходила (и до сих пор не закончена) в несколько этапов: Гурджиев в первой половине XXвека поставил вопрос о самом суфийском знании на Западе, дал его образцы, полвека эта презентация переваривалась; Идрис Шах во второй половине ХХ века поставил вопрос о необходимости суфийского обучения этому знанию на Западе, дал его ключи, полвека и эта необходимость переваривалась; сейчас, в первой половине ХХI века, кто-то должен дать ответы на эти вопросы, создав, наконец, Школу на Западе, которая будет выпускать суфиев в том количестве и качестве, которые потребны всему этому Западу (а значит, и человечеству на этом этапе его существования).

Но, возможно, такую Школу создал Омар? Не будем выдавать желаемое за действительное – этого не произошло. Самых сильных учеников ему даже пришлось выгонять. Не смотря на желание, на попытку – не хватило уровня энергии, связи с высшей реальностью, общих условий, да и не было, судя по его текстам, такой задачи «свыше», ни для него, ни для Идриса. Эта задача, видимо, для следующего поколения – и искателей, и их учителей.

Arif Aga 2Некие подготовительные классы, детский сад – да, получились, но до настоящей Школы, с настоящими «достигшими» прямой связи с высшей реальностью суфиями «выпускниками» – очень далеко. И пусть Ариф сейчас провозглашает переход к «суфизму для взрослых», искатели, наполняющие «Традицию», только готовятся встать на Путь. И «взрослость» искателя, дервиша, избавившегося от психологических проблем и зависимостей, не в том, чтобы дальше идти по Пути самостоятельно (это была бы ересь нафса), а в том, чтобы созреть до того, чтобы покинуть детский сад и поступить в настоящую Школу «высоких достижений», с индивидуальным обучением Учителем, суфием, прошедшим Путь до конца, с ясным пониманием (у всех «школьных»!), как и кого туда сопровождать, в чем именно этот «Конец» и результат заключается.

Ага сделал то, что мог сделать, – некое европейское, либеральное подобие восточного тариката, с передачей мандата по наследству, с одними, «конвеерными», общими для всех, практически не сменяемыми практиками, с опорой на традицию (со сдвигом к исламу), без особого отбора и системы обучения, без понятных ученикам промежуточных результатов, вообще без прозрачного итога. Ариф Али Шах сейчас хранитель этой «Традиции», и она продолжает обеспечивать условия для «переворота сознания», для роста необходимости в подлинной учебе, для знакомства западных людей с основами групповой гармонизации и разобусловливания, для возможности усвоения на практике базиса энергии и той информации, которую принес на Запад Идрис Шах (и Георгий Гурджиев). Это удивительно красивое, свободное и светлое сообщество, без тени «властной ситуации», хотя и с неизбежными корявостями «на периферии», в том числе такой отдаленной и сырой, как русская. Его создавали и поддерживают хорошие люди.

Омара вела «энергия любви», гуманность – к тем ученикам, которые «пришли» к братьям, которые им поверили, которые надеялись на них. Он не смог их бросить, сославшись на их неготовность и отсутствие общих условий. Работа, в итоге, была сделана огромная, тысячи искателей включились в работу над собой (правда, в подавляющем большинстве испаноязычных), и нижайший ему за это поклон. Но пока вся эта серьезная работа под большим вопросом, поскольку не понятны перспективы и где необходимый для завершения строительства Школы Учитель века. И Идрис Шах больше книг не пишет…

Отдельный вопрос – с русской Школой. Не случайно Омар не создавал русскую группу (она появилась почти сразу же после его смерти). Я задавал вопрос Арифу, является ли Россия, по его мнению, частью Европы. Он ответил, естественно, утвердительно, но, возможно, я не правильно сформулировал вопрос – относится ли Россия к Западу, на который переносится суфизм? Сейчас уже окончательно ясно – НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, Россия – это хоть и Европа, но совсем другая, «совершенно восточная». Следовательно, тут, в России, «своя особенная стать», и особое должно быть и обучение, и Школа, на русском языке, для уникального русско-советского менталитета. Но это уже и не так важно, если на самом Западе с этим обучением такие проблемы.

Впрочем, нельзя исключить того, что Школа на Западе уже работает, естественно, в закрытом режиме. Более того, она может строиться и в России, разве это исключено?

Пусть участники русской группы «Традиции» в массе своей не понимают необходимость баята с Учителем и самоотвержения, не прочь рассматривать учение как всего лишь продвинутое хобби, не мешающее жить, а учебу видят в бесконечном самосовершенствовании, это все не страшно, это проблемы роста. Но по-настоящему тревожная информация – распространенное мнение, что все её участники уже в Школе, поскольку это убеждение закрывает двери восприятия для всех, кто в ней сейчас пребывает и разделяет это само-мнение.

Виктор Олсуфьев всеми своими блестящими статьями на этом сайте пытался довести до собеседников информацию о необходимости не останавливаться в поиске. Самое грустное, что это была напрасная трата сил (хотя вскоре, после грядущей ликвидации данного форума, можно ожидать появление этих материалов в антологии автора: РАЗДЕЛ XI. Форум сайта «Эннеагона»). Пользуясь случаем, может быть, последним, выражаю ему свою благодарность за возможность настоящего интеллектуального пиршества в самых важных областях умствования.

Ну и, конечно, поклон Нине Ас-Салам.

И – Аге.

Aga