Люди, между нами говоря, верят во всякое. Кто в инопланетян, кто в победу демократии, кто в особый, мистический путь России. Разные люди верят в разное. Их вера частично связана с идеями, которые они обрели в процессе становления ума, и, что немаловажно, – крепко сцеплены с опытом, подтверждающим или отрицающим эти идеи.

Иногда опыт возникает сам собой, вне связи с какими-либо идеями. Точнее так: конкретно сформулированной идеи у человека нет, но опыт его вписывается в культурный контекст окружающего общества. И из этого контекста человек черпает объяснение и подтверждение своего опыта.

Пример: в стародавние времена советский народ отрицал Бога. Но признавал наличие мистических сил, влияющих на человеческую жизнь. Народное сознание оформляло присутствие этих сил верой в разного рода суеверия. Идея материализма всё время отступала перед феноменом вещих снов, правдой народных примет и чёрной кошкой, перебежавшей дорогу в самую неподходящую минуту. И если с кем-нибудь случалось то, что никак не объяснялось диалектическим материализмом, то этот опыт автоматически попадал в область стихийного мистицизма, которым и были в итоге пропитаны советские люди. Разумеется, за исключением тех твердолобых граждан, которые привыкли не верить своим глазам. Ведь глаза им заменяла вера в идею (всё равно какую), которая и задавала картинку, воспринимаемую умом.

Итак, твердолобые граждане видят сны, навеянные им их беззаветной верой. Другие, более чувствительные, граждане ощущают некую таинственность и необъяснимость существования. Ощущение некоторой мистичности жизни, в большей или меньшей степени, – становится их опытом, который, чаще всего, они не могут толком сформулировать даже для себя. Поэтому они так радуются появлению фильмов наподобие "Матрицы", говоря друг другу: вот, мы всегда чувствовали, что именно так устроен наш мир... Однако, чаще всего, эти люди ищут объяснения своим ощущениям в специальной литературе. А кто ищет – тот находит.

Чувствительные люди склонны к поэтичности, романтике и гипертрофии своих чувств. У них богатое воображение и высокий полёт фантазии, добирающийся до края Вселенной. Поэтому книги, написанные ими на основе собственных ощущений, полны разного рода "духовных" фантазий. Поэтому в литературе, созданной ими, можно найти что угодно, на любой вкус.

Ощущение загадочности бытия, формирующееся в опыт, требует объяснения и каких-то практических выводов, на которые можно было бы опираться в обыденной жизни. У людей, чувствующих связанность всего со всем, и предпочитающих видеть в существовании мира некие высокие смыслы, очень часто возникает ощущение, что повсюду находятся мистические знаки, обращённые персонально к ним. Им начинает казаться, что высшие силы ведут их по жизни, или, по выражению одного чудака, всё время что-то подсовывают. Тогда мир вокруг наполняется подсказками и указаниями, которые нужно просто правильно понимать. Нужно быть внимательным и послушным. Тогда, может быть, сев в электричку, обнаружишь надпись на окне: я люблю Вову; и это будет послание именно для тебя. А приняв высшее руководство, проявляющееся в столь явных знаках, перестанешь, наконец, чувствовать себя одинокой сиротой.

Я встречал немало людей, пытающихся следовать мистическим знакам. Справедливости ради скажу, что ещё больше видел таких, которые считали весь ход человеческой жизни длинной цепью случайностей и нелепых совпадений. Я спрашивал у мистично настроенных: кто ведёт вас? кто оставляет повсюду указующие знаки? Ответы были самыми разными: от ангела-хранителя и покровительствующего святого, до богини Судьбы. Не собираясь оспаривать ни одно из утверждений, предлагаю попробовать разобраться в сути явления.

Итак, есть знаки, следуя которым, человек чувствует удовлетворение и насыщение того самого мистического чувства, о котором писалось выше. То есть человек обретает гармонию. Прекрасная ситуация. Вопрос в одном – насколько реально такое руководство. Насколько это, цитируя известный фильм, "сон про не сон". Насколько можно уповать на собственную способность различения, чтобы отличить те самые знаки, от простых явлений жизни? Где эта черта, отделяющая одно от другого? Другая сторона: впечатлительный и подвижный ум: как скоро он начнёт подменять истинные знаки своими фантазиями, желая получить ответ на тот или иной вопрос? Как скоро следование знакам превратится в сон о движении к воплощению собственной судьбы?

Невозможно осуждать людей, пытающихся идти согласно внутренним ощущениям, хоть они и проецируют их вовне. Движение по указующим знакам – есть попытка сознательного подчинения Воле Господа, явленной несколько опосредованно. Однако, все вопросы, заданные выше, остаются.

Следование указаниям и намёкам, получаемым извне, есть самая примитивная и незрелая форма мистицизма. В ней неизбежно рождаются химеры, потому что ум, со всеми своими иллюзиями, является активным участником процесса. Работая со своим ощущением мистического, можно стать зрелым мистиком, не нуждающемся во внешних подсказках также, как здоровый человек не нуждается в костылях. Потребуется работа по очищению канала, связывающего человека с Всевышним, и освобождение от власти ума, посредством разотождествления с ним. Тогда неясное мистическое ощущение станет точным камертоном, звучащим в унисон с проявлениями Божественной Воли. Тогда вы сами начнёте оставлять знаки для тех, кто может их обнаружить, чтобы они смогли пробудить в себе величайшую способность понимания Высшей Воли и безукоризненного следования Ей.

Из непонятного чувства таинственности и необъятности жизни рождались великие мистики, сами становясь знаками на пути тех, кто только-только пытается разобраться в своих ощущениях. Но эти знаки указывают на самого искателя, а не на то, куда ему повернуть на очередном перекрёстке, чтобы не заблудиться. Эти знаки направляют его к себе, а через себя – к Истине.