За последнее время наука в познании природы человека продвинулась далеко вперёд. Но до практического воплощения не дошло. В данной статье я попробую приблизить достижения научной мысли к конкретному человеку.

В первой части мы рассмотрим, какие достижения науки нам доступны на данный момент. Для полноценной жизни у каждого человека есть несколько инструментов. Первый из них — физическое тело, которое мы используем как средство передвижения, усвоения и переработки пищи, ну и для продолжения рода.

Второй — это эмоции. Сейчас известны пять основных эмоций: страх, гнев, радость, тревога и печаль. Некоторые источники выделяют две высшие эмоции: любовь и блаженство. Что нам дают эмоции — ну, во-первых, интуитивное чувство. Так, если нам угрожает опасность, возникают страх или тревога. Правильно оценивая возникшие эмоции, мы сможем либо избежать опасность, либо противодействовать ей. Вторая пара эмоций — гнев и печаль. Возникают они на сбывшееся или не сбывшееся желание. Ну и гнев у нас может возникать, как и на опасность, когда мы испугались на пустом месте, так и на то, что не получили желаемое.

Третий инструмент, доступный нам, — это интеллект, включающий в себя высший ум и низший ум. Что мы можем с помощью интеллекта, рассмотрим в этой части. Низший ум использует буквы и цифры, высший — знаки и формулы, а интеллект всё это обрабатывает, используя полученную информацию, запоминает и сравнивает. Таким образом, мы получаем набор действий с минимальным вложением сил и затратой времени.

И, наконец, четвёртый, самый важный инструмент в нашем распоряжении — это внимание. Можно развить физическое тело до уровня Шварценеггера, можно развить чувственность до уровня Мерлин Монро, можно развить интеллект до уровня Капицы, но только с помощью внимания можно достичь небывалых высот.

В следующей части нашего исследования мы рассмотрим механизмы образования и последствий психотравмы. Первую и самую сильную травму человек получает при родах. На теле остаются шрамы, в эмоциональной сфере преобладание той или иной эмоции. В уме формируется очаг, который подбирает информацию, которая соответствует данной травме, отметая всю несоответствующую. Это похоже на составление гороскопа, прочитав который наш ум подбирает те факты, которые соответствуют предсказанию, отметая те, которые не соответствуют. Согласно научным исследованиям, наше внимание направлено на самый сильный раздражитель. Поэтому мы обращаем внимание на всё, что напоминает нам о травме, и игнорируем всё, что не связано с ней. Схематично рассмотрим два самых ярких случая образования психотравмы из жизни. Первый, когда человека учат ничего не бояться, потому что трус не играет в хоккей, — исходя из этой установки человек начинает скрывать свой страх, компенсируя его гневом на всё и вся, как маленькая собачка, выбегая из подъезда, облаивает всех окружающих. Второй стереотип поведения — это когда ещё ребёнка осуждают за проявление гнева, и тогда, ещё не повзрослев, человек через страх подавляет все свои проявления гнева. У первых образуются мышечные зажимы в верхней части тела: головные боли, головокружения, ком в горле, онемение рук. У вторых: боли в пояснице, нарушения в мочеполовой сфере, онемение и боли в ногах.

Дальше мы рассмотрим пути выхода из этой сложной ситуации. Так как механизм получения психотравмы подразумевает под собой образование защитных реакций и рефлексов, то для выхода из этой ситуации человеку необходимо понять и увидеть, в чём его основная проблема. И всё искусство излечения от данного недуга заключается в том, чтобы человек увидел — или ему показали — в чём его основная проблема. Сделать это не так уж и сложно, просто направив внимание самого человека на эту проблему, либо обучив врачей этому методу.

Например, ребёнку внушают, что бояться это плохо. И когда что-то пугает, человек вынужден скрывать свой страх. На физическом теле — это напряжение мышц поясницы, в эмоциях — это тревога (так как бояться нельзя), в уме самообман: «Это я не испугался, просто так получилось», — ну, и всё внимание направлено на то, чтобы окружающие, в первую очередь, родители не заметили факта испуга. На втором этапе, по мере взросления, формируется система реакций и компенсаций. Постепенно, пробуя те или иные приёмы сокрытия страха, ребёнок выбирает наиболее эффективные, отбрасывая не сработавшие. Так формируется личность и её инструмент — эго (как замена индивидуальности и естественным проявлениям). С этих пор у ребёнка и формируется разделение поведения — одно для себя, другое для других. Используя наработанные способы подавления проявлений страха и перехода первичной реакции (в виде мышечного зажима в пояснице) в бессознательную часть ума. В сознательной части ума образуются установки, компенсирующие и скрывающие первоначальные, вроде «это я не испугался, просто так получилось», в более изощрённую: «просто я такой человек». На физическом теле зажимы в шее, в эмоциях — это извращённый гнев (сарказм). И формирование следующего жизненного этапа: «жизненная позиция», подразумевающая под собой правильность своих реакций и компенсаций, и, с другой стороны, неправильность и враждебность «противоположных», когда ребёнка осуждают за проявления гнева. Так образуется почва для конфликтов. Несмотря на одну и ту же психотравму две «жизненные позиции» вступают в противоречие. Люди, которых осуждали за страх, чувствуют к друг другу сочувствие, и наоборот, осуждение, к тем, кому запрещали проявлять гнев.

Выходом из этого замкнутого круга является внимание. Когда человек начинает видеть, что не все люди, ведущие себя «правильно», получают ожидаемый результат, а ведущие «неправильно» не получают заслуженного наказания. Затем, если научиться делать промежутки между испугом и реакцией, научиться смотреть на людей, которые вас раздражают, не как на врагов, а как на указание на вашу основную рану (в бессознательной части ума), то, возможно, и откроется реальное положение дел.