Внешний прогресс человечества напрямую зависит от того, до какой степени можно накачать знаниями среднестатистического гражданина. Причём, надо сделать это так, чтобы он смог применять полученные знания без опасения за свою жизнь и здоровье окружающих. При этом обучение новоиспечённых людей превращается во всё более долгий и сложный процесс. Объём знаний, необходимых для успешного встраивания в социум, постоянно растёт. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем специализация в обучении должна будет производиться в самом начале, иначе никому не удастся усвоить необходимое количество информации. Хотя есть и другой путь, который предлагается нашим министерством образования – оставить для изучения школьниками историю России и физкультуру. Чудеса прогресса без особого труда доставляются из Китая, а крепкие невдумчивые люди могут пригодиться своей стране в любую минуту.

Внешний прогресс диктует внешние же правила. Появляется узкая специализация и неизбежное расслоение общества по кастовому признаку, где браминами станут учёные и самые узкие спецы, а шудрами – мигранты-гастарбайтеры. В обществе, подчинённом правилам внешнего прогресса, наука заменяет религию, а шопинг призван заполнить ту пустоту, ту невыразимую неудовлетворённость, которая раньше насыщалась молитвами и духовной работой. Энергия Божественной благодати заменяется ощущением комфорта, возникающего при использовании пульта дистанционного управления телевизором. Состояние ленивости становится определением того, что раньше называлось недеянием. И подобного рода подмены плодятся в умах наших счастливых современников без конца и края. Вот вам, пожалуйста: просветление – это всего лишь правильный способ мышления, Бог – следствие правильного образа мышления, и если вы до сих пор страдаете, то просто не сумели научиться правильно думать... и мы идём к вам.

При всей очевидности величия внешнего прогресса человечества о внутреннем прогрессе говорить не приходится. Он, мягко говоря, отсутствует. Прогрессируют идеи, лежащие в основе человеческой обусловленности, не более того. Идеи становятся прогрессивными, но суть носителя идей не меняется. Человеческий сон делается более гуманным, но сам человек остаётся подверженным всем видам животных страстей, о чём нам каждый день докладывают в свежих выпусках новостей.

Развитие внешнего прогресса при отсутствии внутреннего роста ставит под угрозу существование человечества, о чём не раз уже заявляли писатели-фантасты и учёные, подарившие нам атомную бомбу. Сейчас, когда миром правят торговые корпорации, угроза новой всеобщей войны на время отступила, зато, в качестве проявления закона неубывания энтропии, мы стали иметь дело с массовыми, хаотически возникающими актами террора.

Забавно, что внутренний прогресс как-раз-таки отменяет острую необходимость прогресса внешнего. То есть внутренняя реализация, удовлетворённость, наполненность расслабляют человека, лишая его потребности в достижении карьерных, к примеру, целей. Внутренний рост приводит человека к зрелости, освобождая его от сонма желаний, а также уничтожая разного рода светлые мечты, которые, собственно, и двигают внешний прогресс человечества. Мечтательные философы дают людям новые идеи, на основе которых осуществляется видимый "прогресс" и изменение общества.

Большинство людей пребывает в счастливых иллюзиях относительно того, что внешний прогресс, толкаемый научно-техническими революциями, будет продолжаться до бесконечности. Им кажется, что пустота гигантского адронного коллайдера неизбежно исторгнет из себя новые открытия и абсолютную власть над материей. И, конечно же, человечество сумеет разумно распорядиться этой властью, не угробив себя, но придумав ещё больше средств для отвлечения от внутреннего дискомфорта. 

И вот тут-то и встаёт вопрос пределов возможности обучения человека. Какой уровень некомпетентности допустим в мире, порождаемым прогрессом? Какая степень автоматизации производства спасёт нас от глобальных катастроф?

Известно, что с возрастом человек перестаёт усваивать новую информацию. Он становится консервативным, зачастую отрицая явления того самого внешнего прогресса. Его обучаемость сводится к нулю. Он живёт прошлыми знаниями, прежним опытом, и не хочет прилагать усилия для освоения новых навыков. Однако нередко можно наблюдать, как и вполне ещё молодые люди практически не могут учиться.

Проблема любого общества – необходимость насилия над своими членами, людьми, из которых оно само составляется. Насильственное обучение детей необходимым для жизни знаниям – часть этой проблемы. Многие дети "ломаются" под этим прессом, навсегда утрачивая способность учиться. Необходимость приобретения знаний наталкивается на детское желание развлекаться, которое быстро приводит к неприятию всякого обучения. То есть дети начинают внутренне (а иногда и внешне) сопротивляться любой необходимости приложения усилий по усвоению информации, что становится шаблонной, механической реакцией ума. Из-за конфликта детских желаний с необходимостью обучения, которая воспринимается ребёнком как насилие над его личностью, многие дети отказываются использовать свою способность к обучению, сами не осознавая того. Насильное обучение приводит к отуплению людей. Но оно – необходимая составляющая внешнего прогресса. Возникает парадокс: внешний прогресс, с сопутствующим ему увеличением давления на ребёнка, с необходимостью усвоения всё большего объёма знаний приводит к интеллектуальной  деградации населения. Интеллект не равнозначен памяти, главное его свойство – возможность учиться на своём опыте, возможность усваивать абстрактные понятия и постигать скрытые смыслы. Делать выводы из своих и чужих ошибок. Механически сопротивляясь необходимости познания нового, человек деградирует, становится косным и тупым. Зато привязанность к детским желаниям, которые требуют бездумных праздников и развлечений, делает бездумной всю массовую культуру.

Внутренний прогресс человека, раскрытие потенциала, заложенного в нём Творцом, невозможен при заблокированной способности к обучению. Не потому ли стали такими поверхностными современные духовные учения и учителя, представляющие их? Не потому ли все достижения (если можно так выразиться) психологии сведены к исследованию способов манипулирования людьми?

Совершенно очевидно, что материальное благосостояние не решает внутренних проблем человека. Поэтому, невзирая на все дары прогресса, существует стойкий интерес к разного рода духовным учениям, питаемый надеждой найти в них ответы на главные вопросы человеческого бытия. Но неприятие необходимости учиться способствует распространению простых ответов на сложные вопросы. Читай мантру, делай простирания, повторяй Иисусову молитву... Эти, и им подобные, рекомендации рассчитаны на тупых людей, поскольку не требуют сознательных усилий, обещая волшебство. Нет ничего невыносимо трудного в бесконечном повторении фразы: Ом мани падме хум. Только и реального толка в этом повторении нет тоже. Чем человек тупее, тем проще для него такая практика. Займи ум повторением и надейся на чудо. На то, что издаваемые тобой звуки сами собой изменят твою жизнь. Они же чудотворные, эти вибрации... Не уверен, что такой подход к духовному росту можно назвать зрелым. Не менее забавно выглядят идеи переноса неизбежности прогресса на биологическое состояние человечества. Этой идеей была проникнута вся теософия, где различали шесть рас человечества, последовательно развивающихся и сменяющих друг друга. Эта же идея спонтанного духовного роста, инициированного внешними силами, витает вокруг ожидания 2012 года с его выдуманным переходом на новые уровни и состояния в процессе так называемого квантового скачка Вселенной. Конечно, высшие инопланетные существа, заботящиеся о человечестве, не готовом к квантовому скачку, выглядят куда современнее и надёжнее архаичного и опостылевшего Бога. А то, что эти инопланетяне несут через своих проводников разного рода банальщину, пополам с откровенной чушью, так на то имеется причина - ничего более серьёзного людям, склонным к безусильному потреблению, всё равно не понять...

Внутреннее развитие и духовный рост требуют от человека сознательных, а не механических усилий. Трансформация бытия не может произойти во сне, не приходя в сознание. Она случается, как следствие роста осознанности, а не в силу чуда, вызванного механическим повторением красивых мантр. И что же приходится наблюдать в современном мире? Изобилие информации по всем религиозным и мистическим течениям мысли. Обилие описаний разных практик. Спасибо внешнему прогрессу! При этом новомодные как бы духовные течения упрощены донельзя. Понятие Бога и религиозности либо выхолощено, либо омертвело под спудом догм тысячелетней давности. Отупение общества детей прогресса коснулось всех сфер?

Мировая культура хранит в себе свидетельства и памятники высочайшего духовного подъёма человека. Пути внутреннего прогресса описаны. Он не может быть всеобщим, он есть плод индивидуальной работы над собой. Он есть результат обучения методам пробуждения сознания в себе, и освобождения от механически функционирующих шаблонов восприятия. Именно те, кто познал высоты Духа, всегда открывали человечеству новые горизонты.

Внешний прогресс человечества, не сопровождаемый внутренним ростом, приведёт нас если не в бездну, то в пустоту. И мы так и останемся животными, пусть и научившимися строить свои муравейники не из листьев и палочек, а из бетона.